Социальная педагогика/социальная работа

http://socpedagogika.narod.ru

"С О Ц И А Л Ь Н А Я    П Е Д А Г О Г И К А"

Рабочая программа по направлению магистратуры "Социальная работа"

Автор: к. п. н., доцент Т. И. Гусева

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Лекционный курс по социальной педагогике знакомит магистрантов с основами педагогоческого знания, систематизирует и соотносит предмет педагогики, человекознания и теории социальной работы, выделяя предмет социальной педагогики как синтез этих знаний, соответствующий пониманию профессии социального педагога как социального работника в сфере образования. Слушатель знакомится с историей социально - педагогических идей, инвайронментальным и бихевиористским подходами, дифференциальным и этическими принципами деятельности социального педагога. Курс является одним из основных магисторской программы.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

  • ТЕМА 1. Методологические основы социальной педагогики Социальная педагогика в системе наук о человеке, в системе педагогического знания, теории социальной работы. Интеграция наук о человеке. Потребности комплексного изучения человека, закономерностей его развития, формирования, воспитания. Предмет социальной педагогики. Объект социальной педагогики. Задачи социальной педагогики: социально - педагогический анализ социальной структуры общества, воспитательных возможностей жизненной среды, разработка путей и средств социализации личности, ее самоорганизации.
  • ТЕМА 2. Инвайроментальный подход в социальной педагогике Инвайромент: определение и структура. Жизненная среда и ее влияние на социальное поведение человека. Педагогические факторы среды. Поведение человека в социальном окружении. Личностные ресурсы и их изменение. Педагогика отношений в социуме. Индивидуально - психологическое и социальное поведение человека. Личность в системе многофакторного воздействия. Многосферность микросоциума личности. Понятие субъекта социально - педагогической деятельности. Показатели эффективности социальной работы. Мотивация и ценностные ориентации личности. Деятельностный подход в воспитательной работе.
  • ТЕМА 3. Социально - педагогические характеристики контингентов Социально - педагогический анализ социальной структуры общества. Социальная группа как субъект и объект воспитания. Состав, плотность и особенности расселения населения и воспитательные процессы в обществе. Социально - педагогический анализ численного соотношения различных возрастных групп населения. Социально - педагогические аспекты сложного взаимодействия различных социальных групп. Социально - педагогические проблемы рождаемости. Содействие молодым родителям в создании благоприятных социальных условий для воспитания детей. Брачное состояние населения и воcпитательный потенциал общества. Общественно - воспитательная роль различных типов семей. Социально - незащищенные контингент - приоритетные адреса социально педагогической помощи. Сиротство, его причины, социальные последствия для общества. Работа с сиротами, их подготовка к полноценному участию в общественном производстве и социальной деятельности. Многодетные и малообеспеченные семьи как источник особых социальных и педагогических проблем. Социальные и педагогические проблемы, порождаемые криминогенными категориями населения. Социально - педагогические условия ослабления негативного влияния на окружающих групп населения, подверженных алкоголизму и наркомании. Детская бездомность и бродяжничество.
  • ТЕМА 4. Социальное обучение в процессе социализации Социально - педагогическая поддержка детства. Роль института социальных педагогов в социальном формировании ребенка ка члена общества. Защита детства от семейного неблагополучия, асоциального влияния. Социальный педагог как организатор просвящения, социальной терапии. Социально - педагогическая помощь ребенку в процессе социализации. Социально - педагогическая профилактика деструктивного поведения и условия его преодоления. Социально - педагогическое содействие личности в выработке жизненной программы. Социальная служба в средней общеобразовательной школе, ее задачи и деятельность социальных педагогов. Работа по развитию у школьников социальной и познавательной мотивации учения. Методы стимулирования мотивации. Жизненная программа как совокупность жизненных целей, планов и ценностной ориентации личности. Методы стимулирования и оказания помощи в самопрограммировании школьников. Профессиональное самоопределение школьника как часть его жизненной программы. Основные этапы, средства и методы профориентационной работы в общеобразовательной школе.
  • ТЕМА 5. Социально - педагогические технологии Проблема определения предмета и содержания деятельности социального педагога. Гуманистический смысл профессии социального педагога. Возможные специализации социального педагога. Подвижность профессиональных функций педагога. Социальный педагог в составе комплексной социальной службы. Социально - педагогические технологии. Классификация социально - педагогических технологий. Педагогическая организация среды как одно из направлений социально - педагогической работы. Методы педагогической организации среды, формы индивидуальной работы с различными категориями населения.

Тематика рефератов

  • Взгляды С. Т. Шацкого на организацию целостного воспитательного процесса в микросреде
  • Социально - педагогические идеи в педагогике А. С. Макаренко
  • Нравственный потенциал общества: его слагаемые, критерии оценки
  • Агрессивность в обществе как социально - педагогическая проблема
  • Специфика молодежной агрессивности, ее социальная и педагогическая профилактика
  • Воспитательные возможности природно - географической среды
  • Социально - педагогические аспекты охраны природы
  • Воспитательно - педагогический потенциал городского населения
  • Воспитательно - педагогический потенциал сельского населения
  • Формы патологии массового сознания, их предупреждение и ослабление как социально - педагогическая проблема
  • Педагогическая организация гражданского согласия и социального сотрудничества
  • Разумная самоорганизация жизни личности
  • Содействие взрослению в школьный период
  • Социально - педагогический аспект подготовки молодежи к семейной жизни
  • Поддержка молодежи в самоорганизации свободного времени, развитии культурных интересов и творческих способностей
  • Профессиональная ориентация учащихся: социально - педагогический аспект
  • Последствия влияния неблагополучной семьи на воспитание детей, становление личности
  • Компенсация дефицита родительского внимания и заботы: работа социального педагога
  • Виды и причины деструктивного поведения
  • Стимулирование самовоспитания личности
  • Социальный педагог как организатор жизненно важных событий
  • Молодежная культура в поле зрения социального воспитания
  • Формирование модели жизненного успеха на уровне индивидуального и группового сознания
  • Социальная забота о личности на стадии жизненного финиша
  • Гуманистический смысл профессии социального педагога

Рекомендуемая литература

  • Абульханова - Славская К. А. Стратегия жизни. - М., 1991.
  • Алмазов В. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 1987.
  • Баранов А. В. Социальные аспекты экологии человека//Проблемы экологии человека. - М., 1986.
  • Бижинас Б. П. Введение в педагогику воспитания. - М., 1989.
  • Блонский П. П. Избр. пед. произв. - М., 1989.
  • Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994.
  • Волков А. Г. Семья - объект демографии. - М., 1986.
  • Вульфов Б. З, Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. - М., 1981.
  • Гурова Р. Г. Социологические проблемы воспитания. - М., 1981.
  • Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. - М., 1990.
  • Жизненный путь личности. - Киев, 1987.
  • Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. - М., 1984.
  • Кон И. С. Социология личности. - М., 1967.
  • Кон И. С. НТР и проблемы социализации молодежи. - М., 1988.
  • Личностный потенциал работника: проблемы формирования и развития. - М., 1987.
  • Марков Ю. Г. Социальная экология. - Новосибирск, 1986.
  • Маркович Д. Ж. Социальная экология. - М., 1991.
  • Методологические проблемы педагогической науки. - М., 1985.
  • Моисеев Н. И. Человек и ноосфера. - М., 1991.22
  • Новикова Л. И. Школа и среда. - М., 1985.
  • Писаренко В. И., Писаренко И. Л. Педагогическая этика. - Минск, 1986.
  • Проблемы управления развитием социальной инфраструктуры. - М., 1990.
  • Профессиональная ориентация учащихся. - М., 1988.
  • Психология личности и образ жизни. - М., 1987.
  • Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М., 1976.
  • Синельков А. Б. Брачность и рождаемость в СССР. - М., 1989.
  • Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. - Свердловск, 1989.
  • Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования. - Л., 1979.
  • Социальная психология классов. - М., 1985.
  • Статистика населения с основамии демографии. - М., 1990.
  • Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. - М., 1979.
  • Теория и практика социальной работы. - Тула - Москва, 1994. Т. 1, 2.
  • Шацкий С. Т. Педагогические сочинения. В 4 т. - М., 1960 - 1963.
  • Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989.
  • Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Избр. пед. соч. в 2 т., т. I. - М., 1978.
  • Этнические стереотипы поведения. - Л., 1985.

Идея и создание сайта, web-дизайн: Колонтаевская Елена Александровна
Последнее обновление 20.11.2005



Hosted by uCoz