"С О Ц И А Л Ь Н А Я П Е Д А Г О Г И К А"
Рабочая программа по направлению магистратуры "Социальная работа"
Автор: к. п. н., доцент Т. И. Гусева
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лекционный курс по социальной педагогике знакомит магистрантов с
основами педагогоческого знания, систематизирует и соотносит предмет
педагогики, человекознания и теории социальной работы, выделяя
предмет социальной педагогики как синтез этих знаний,
соответствующий пониманию профессии социального педагога как
социального работника в сфере образования. Слушатель знакомится с
историей социально - педагогических идей, инвайронментальным и
бихевиористским подходами, дифференциальным и этическими принципами
деятельности социального педагога. Курс является одним из основных
магисторской программы.
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
- ТЕМА 1. Методологические основы социальной педагогики
Социальная педагогика в системе наук о человеке, в системе
педагогического знания, теории социальной работы. Интеграция
наук о человеке. Потребности комплексного изучения человека,
закономерностей его развития, формирования, воспитания. Предмет
социальной педагогики. Объект социальной педагогики. Задачи
социальной педагогики: социально - педагогический анализ
социальной структуры общества, воспитательных возможностей
жизненной среды, разработка путей и средств социализации
личности, ее самоорганизации.
- ТЕМА 2. Инвайроментальный подход в социальной педагогике
Инвайромент: определение и структура. Жизненная среда и ее
влияние на социальное поведение человека. Педагогические факторы
среды. Поведение человека в социальном окружении. Личностные
ресурсы и их изменение. Педагогика отношений в социуме.
Индивидуально - психологическое и социальное поведение человека.
Личность в системе многофакторного воздействия. Многосферность
микросоциума личности. Понятие субъекта социально -
педагогической деятельности. Показатели эффективности социальной
работы. Мотивация и ценностные ориентации личности.
Деятельностный подход в воспитательной работе.
- ТЕМА 3. Социально - педагогические характеристики
контингентов Социально - педагогический анализ социальной
структуры общества. Социальная группа как субъект и объект
воспитания. Состав, плотность и особенности расселения населения
и воспитательные процессы в обществе. Социально - педагогический
анализ численного соотношения различных возрастных групп
населения. Социально - педагогические аспекты сложного
взаимодействия различных социальных групп. Социально -
педагогические проблемы рождаемости. Содействие молодым
родителям в создании благоприятных социальных условий для
воспитания детей. Брачное состояние населения и воcпитательный
потенциал общества. Общественно - воспитательная роль различных
типов семей. Социально - незащищенные контингент - приоритетные
адреса социально педагогической помощи. Сиротство, его причины,
социальные последствия для общества. Работа с сиротами, их
подготовка к полноценному участию в общественном производстве и
социальной деятельности. Многодетные и малообеспеченные семьи
как источник особых социальных и педагогических проблем.
Социальные и педагогические проблемы, порождаемые криминогенными
категориями населения. Социально - педагогические условия
ослабления негативного влияния на окружающих групп населения,
подверженных алкоголизму и наркомании. Детская бездомность и
бродяжничество.
- ТЕМА 4. Социальное обучение в процессе социализации
Социально - педагогическая поддержка детства. Роль института
социальных педагогов в социальном формировании ребенка ка члена
общества. Защита детства от семейного неблагополучия,
асоциального влияния. Социальный педагог как организатор
просвящения, социальной терапии. Социально - педагогическая
помощь ребенку в процессе социализации. Социально -
педагогическая профилактика деструктивного поведения и условия
его преодоления. Социально - педагогическое содействие личности
в выработке жизненной программы. Социальная служба в средней
общеобразовательной школе, ее задачи и деятельность социальных
педагогов. Работа по развитию у школьников социальной и
познавательной мотивации учения. Методы стимулирования
мотивации. Жизненная программа как совокупность жизненных целей,
планов и ценностной ориентации личности. Методы стимулирования и
оказания помощи в самопрограммировании школьников.
Профессиональное самоопределение школьника как часть его
жизненной программы. Основные этапы, средства и методы
профориентационной работы в общеобразовательной школе.
- ТЕМА 5. Социально - педагогические технологии Проблема
определения предмета и содержания деятельности социального
педагога. Гуманистический смысл профессии социального педагога.
Возможные специализации социального педагога. Подвижность
профессиональных функций педагога. Социальный педагог в составе
комплексной социальной службы. Социально - педагогические
технологии. Классификация социально - педагогических технологий.
Педагогическая организация среды как одно из направлений
социально - педагогической работы. Методы педагогической
организации среды, формы индивидуальной работы с различными
категориями населения.
Тематика рефератов
- Взгляды С. Т. Шацкого на организацию целостного
воспитательного процесса в микросреде
- Социально - педагогические идеи в педагогике А. С. Макаренко
- Нравственный потенциал общества: его слагаемые, критерии
оценки
- Агрессивность в обществе как социально - педагогическая
проблема
- Специфика молодежной агрессивности, ее социальная и
педагогическая профилактика
- Воспитательные возможности природно - географической среды
- Социально - педагогические аспекты охраны природы
- Воспитательно - педагогический потенциал городского
населения
- Воспитательно - педагогический потенциал сельского населения
- Формы патологии массового сознания, их предупреждение и
ослабление как социально - педагогическая проблема
- Педагогическая организация гражданского согласия и
социального сотрудничества
- Разумная самоорганизация жизни личности
- Содействие взрослению в школьный период
- Социально - педагогический аспект подготовки молодежи к
семейной жизни
- Поддержка молодежи в самоорганизации свободного времени,
развитии культурных интересов и творческих способностей
- Профессиональная ориентация учащихся: социально -
педагогический аспект
- Последствия влияния неблагополучной семьи на воспитание
детей, становление личности
- Компенсация дефицита родительского внимания и заботы: работа
социального педагога
- Виды и причины деструктивного поведения
- Стимулирование самовоспитания личности
- Социальный педагог как организатор жизненно важных событий
- Молодежная культура в поле зрения социального воспитания
- Формирование модели жизненного успеха на уровне
индивидуального и группового сознания
- Социальная забота о личности на стадии жизненного финиша
- Гуманистический смысл профессии социального педагога
Рекомендуемая литература
- Абульханова - Славская К. А. Стратегия жизни. - М., 1991.
- Алмазов В. Н. Психическая средовая дезадаптация
несовершеннолетних. - Свердловск, 1987.
- Баранов А. В. Социальные аспекты экологии человека//Проблемы
экологии человека. - М., 1986.
- Бижинас Б. П. Введение в педагогику воспитания. - М., 1989.
- Блонский П. П. Избр. пед. произв. - М., 1989.
- Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994.
- Волков А. Г. Семья - объект демографии. - М., 1986.
- Вульфов Б. З, Семенов В. Д. Школа и социальная среда:
взаимодействие. - М., 1981.
- Гурова Р. Г. Социологические проблемы воспитания. - М.,
1981.
- Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. - М.,
1990.
- Жизненный путь личности. - Киев, 1987.
- Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. - М., 1984.
- Кон И. С. Социология личности. - М., 1967.
- Кон И. С. НТР и проблемы социализации молодежи. - М., 1988.
- Личностный потенциал работника: проблемы формирования и
развития. - М., 1987.
- Марков Ю. Г. Социальная экология. - Новосибирск, 1986.
- Маркович Д. Ж. Социальная экология. - М., 1991.
- Методологические проблемы педагогической науки. - М., 1985.
- Моисеев Н. И. Человек и ноосфера. - М., 1991.22
- Новикова Л. И. Школа и среда. - М., 1985.
- Писаренко В. И., Писаренко И. Л. Педагогическая этика. -
Минск, 1986.
- Проблемы управления развитием социальной инфраструктуры. -
М., 1990.
- Профессиональная ориентация учащихся. - М., 1988.
- Психология личности и образ жизни. - М., 1987.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М., 1976.
- Синельков А. Б. Брачность и рождаемость в СССР. - М., 1989.
- Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования.
- Свердловск, 1989.
- Социальная психология. История. Теория. Эмпирические
исследования. - Л., 1979.
- Социальная психология классов. - М., 1985.
- Статистика населения с основамии демографии. - М., 1990.
- Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. - М., 1979.
- Теория и практика социальной работы. - Тула - Москва, 1994.
Т. 1, 2.
- Шацкий С. Т. Педагогические сочинения. В 4 т. - М., 1960 -
1963.
- Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе.
- М., 1989.
- Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Избр. пед.
соч. в 2 т., т. I. - М., 1978.
- Этнические стереотипы поведения. - Л., 1985.
|
|
|