Социальная педагогика/социальная работа

http://socpedagogika.narod.ru

"Профориентация"

Программа учебной дисциплины, лекционный курс
Автор: Колонтаевская Елена Александровна

 

От автора: В октябре я получила несколько писем от тех, кто познакомился с моим сайтом. Все они были на тему профориентации, поэтому кроме содержания лекционного курса я решила разместить и сам лекционный курс, в котором использовались некоторые лекции Шерешек Натальи Николаевны (г. Омск). Надеюсь, он будет вам интересен и полезен. Жду от вас писем.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время разрабатываются новые подходы к технологии предоставления гражданам социальных услуг, в том числе по профконсультированию и трудоустройству. В Украине Институтом подготовки кадров государственной службы занятости при участии сотрудников центров занятости, специалистов научных учреждений и учебных заведений разработана Единая технология обслуживания населения в центрах занятости (ЕТОН), утвержденная в 2000 г. Государственным центром занятости Украины как нормативный документ.

Социальный педагог и социальный работник в своей работе также может сталкиваться с функцией профконсультирования (школа, социальные службы для молодежи, клубы по месту жительства…), для помощи в организации работы будущих специалистов по этому направлению разработан данный спецкурс

Цель учебной дисциплины: дать основы профориентационной работы социального педагога.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1. Понятие профориентации, субъекта труда.
2. История развития профориентационной работы.
3. Принципы государственной политики в области профориентации.
4. Вопросы теории профориентации.
5. Формы, методы и методики профориентации.
6. Проектирование профессионального жизненного пути, "выбор профессии".
7. Сущность профессионального самоопределения.
8. Психологические "пространства" профессионального самоопределения.
9. Разнообразие мира профессий. Классификации профессий.
10. Взаимосоответствие человека и его работы.
11. Работа центра занятости.
12. Работа кадровых агенств.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

  • ТЕМА 1. Понятие профориентации, субъекта труда.
    Понятие профориентации, субъекта труда. Классификация мотивов выбора профессии: "Внешние" мотивационные факторы (факторы давления, факторы "притяжения-отталкивания", факторы "инерции"), "Внутренние" мотивационные факторы (собственные мотивационные факторы профессии, условия труда, возможности профессиональной сферы для реализации личных целей). Некоторые результаты исследований по профориентации.

  • Тема 2. История развития профориентационной работы.
    Теоретические разработки Ф. Тейлора и А. Файола. Концептуальная основа профориентации. Первые психологические тесты. Работа профсоюзов. Первое применение в школах.

  • Тема 3. Принципы государственной политики в области профориентации.
    Основные направления и принципы государственной политики. Основные направления развития системы профориентации: профинформация, профвоспитание, профдиагностика, профконсультация, профотбор, профтрудоустройство, профадаптация.

  • Тема 4. Вопросы теории профориентации.
    Профориентация, профконсультация, профессиография. Три уровня методологии. Специфические и общепедагогические принципы профориентации. Концепции и теории профконсультации и роли профконсультантов Франка Парсонса, Дж. Крумбольца и Р. Киннера, Е. Герра, Н. Гисперса и И. Мура, А. Маслоу, Фукуяма, Д. Сьюпера. Теория индивидуальности, Теория возрастного развития.

  • Тема 5. Формы, методы и методики профориентации.
    Личностные особенности оптантов с различными уровнями интеллекта и творческих способностей (по Wollach и Pogan 1965), А.Н. Лук, Е.А. Климов, В.И. Андреев. Методы и методики профориентации: Методика Д.Голланда и Р.Кэттела, Мотивы выбора профессии, Дифференциально-диагностический опросник (ДДО), Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) Н.С.Пряжникова и Е.А.Климова, "КОС", Методика Г.Айзенка, Тест К.Томаса. Формы и методы профориентации: основные, активизирующие деятельность, методы изучения личности.

  • Тема 6. Проектирование профессионального жизненного пути, "выбор профессии".
    Профессиональный выбор. Индивидуальная ситуация выбора профессии. Личный профессиональный план.

  • Тема 7. Сущность профессионального самоопределения.
    Исследования Е.А. Климова, В.В. Ярошенко, А. Маслоу, А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайши, В.В. Назимова, Б.А. Федорошина, С.А. Чистяковой. Сущность и результат профессионального самоопределения. Система работы профконсультантов. Типы профессионального самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. 5 уровней самореализации человека.

  • Тема 8. Психологические "пространства" профессионального самоопределения.
    Жизненные сценарии и жизненные стратегии Э. Берна. Создание сценария.

  • Тема 9. Разнообразие мира профессий. Классификации профессий.
    Специальность, квалификация, должность, труд, профессия. Продукты профессионального труда, орудия и средства труда. Классификация С.П. Струмилина, Дж. Голланда, Л.А. Йовайша, Е.А. Климова.

  • Тема 10. Взаимосоответствие человека и его работы.
    12 традиционных путей устранения несоответствия между человеком и работой. Стиль и типы деятельности. Индивидуальный стиль деятельности.

  • Тема 11. Работа центра занятости.
    Центры занятости Украины. Отделы центра занятости. Укрепление взаимодействия с работодателями. Активизация усилий клиентов по изменению своей жизни. Диспетчеризация приема клиентов. Документооборот. Создание условий для высокопроизводительного труда.

  • Тема 12. Работа кадровых агенств.
    Кадровое агенство. Формы работы с клиентами.

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

Какие вопросы Вы задавали себе перед поступлением:
- какую профессию я хочу получить,
- где я хочу учиться,
- куда я смогу поступить,
- куда мне советуют поступать друзья, родные, знакомые,
- какую специальность мне советуют получать,
- будет ли мне нравиться учиться на факультете,
- далеко ли от меня учебное заведение (важно ли это для меня)
- какая у меня будет зарплата,
- легко ли мне будет трудоустроиться.

Введение

Начиная с определенного возраста, большинство людей оказываются включенными в ту или иную деятельность, а значительная часть юности уходит на подготовку к ней. Для этого важно не только овладеть знаниями, но и выбрать вид деятельности, в наибольшей степени соответствующий индивидуальным особенностям, а также с учетом запроса рынка труда. Это становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность.

Как показывает анализ реальных жизненных ситуаций, большинство выпускников не имеют ясной жизненной перспективы, более 30 % находятся в состоянии ярко выраженного стресса, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности. Более половины выпускников высших и средних специальных учебных заведений в последние годы оказываются невостребованными предприятиями и организациями, вынуждены работать не по специальности.

Во всем мире накоплен богатый опыт по проблемам профориентации. Опережающая профессиональная ориентация направлена на оптимизацию профессионального самоопределения молодого человека в соответствии с его желаниями, склонностями, способностями и индивидуально-личностными особенностями, скорректированными с учетом общественных потребностей, выявленных на рынке труда молодежи.

Некоторые результаты исследований по профориентации

Изменяющаяся структура экономики, многочисленные преобразования, происходящие в обществе, влекут за собой изменение состава профессий, требований, предъявляемых профессией человеку. Современному обществу нужны люди, способные к саморазвитию, самоорганизации, саморегуляции, самореализации.

Данные исследований показывают недостаточную развитость этих качеств у молодых людей:
30% осуществляют свой профессиональный выбор под влиянием случайных факторов, примеров друзей,
17% по совету родителей,
10% под воздействием рекламы.
40% имеют краткое представление об особенностях профессии,
1,5% учитывают свое состояние здоровья и способности.
50% специалистов работают не по специальностям,
60% выпускников средних учебных заведений не находят место работы после выпуска.

При неправильном выборе профессии наблюдается следующее (государство оплачивало стипендии, работу преподавателей, образование,…):
40% выпускников технических училищ сразу меняют профессию,
19,7% выпускников ССУЗов не любят свою профессию,
12% поступивших в ССУЗы уходят после 1 курса,
5% выпускников ВУЗов сразу же меняют свою профессию,
3,7% выпускников ВУЗов не любят свою профессию.

По данным американских исследований правильный выбор профессии в 2,5 раза уменьшает текучесть кадров. На 10 – 15% увеличивает производительность труда, в 1,5 – 2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

История развития профориентационной работы.

Профориентация – это результат соединения промышленной революции и научной психологии. Вводя механизацию, концентрируя орудия труда и продукты производства, отделяя капитал от труда и потребителей от производителей, промышленная революция вызвала значительный рост разделения труда. После исчезновения ремесленных мастерских и мануфактур, а вместе с ними и неотъемлемой от них системы подготовки, возникла необходимость в разработке такой системы обучения, которая была бы отделена от сферы труда. В результате возникли первые проблемы во взаимосвязях системы обучения и системы производства, а работник вынужден был искать себе работу на стороне.

Безудержная погоня за прибылью привела к росту производительности и оформлению организации труда на научной основе. Теоретическими разработчиками этих направлений в Европе и Америке в начале XX века были Ф. Тейлор и А. Файол. Поиски методов увеличения производительности привели к чрезмерной специализации труда, что еще больше способствовало его разделению. Во времена Тейлора система использования рабочей силы сводилась к найму большого числа работников, отбору из них лучших и увольнению остальных.

При разработке методов научной организации труда последователи Ф. Тейлора решили отработать систему закрепления людей на рабочих местах, проповедуя предварительную и обобщенную форму профессионального отбора. По этой системе каждый работник должен был быть направлен на то место работы, где он мог принести максимальную пользу, исходя из своих профессиональных качеств. Это и можно считать концептуальной основой профориентации.

Теория Ч. Дарвина, согласно которой между индивидуумами существуют различия, продиктованные наследственными факторами, подсказала сфере производства метод, позволяющий учитывать психологические особенности человека. С начала XX века разрабатывается методика, позволяющая определить особенности восприятия, памяти, внимания, мышления человека. Так зарождались и оформлялись первые психологические тесты, которые используются и в настоящее время большинством ответственных за профориентацию специалистов. Во время первой мировой войны речь шла уже о настоящей профориентации, ее развитии. С этого момента она превращается в отдельную дисциплину.

После первой мировой войны профсоюзы восприняли профориентацию как способ применения профессиональных навыков работников, а работодатели – как способ, избавляющий от трат на профессиональную подготовку и организацию занятости на своих предприятиях. Все это способствовало укреплению и развитию профориентации.

Вскоре идеи профориентации распространяются на сеть школ. Вначале профориентация использовалась в качестве инструмента, благодаря которому правительства хотели разработать систему равноправного обучения, основанную не на социальном происхождении, а на индивидуальных способностях учащихся. Позднее школа становится местом для предварительного выбора будущей профессии. Эти обстоятельства позволили профориентации прочно укорениться в школьной системе.

Таким образом, профориентация подверглась влиянию двух идеологических направлений: направлению, названному «изобличительным», которое воспринимало профориентацию только с позиций технических методов и диагностики индивидуальных особенностей, и направлению, названному «образовательным», цель которого – адаптация индивидуума в сфере труда, благодаря осознанию собственных особенностей и умению делать выбор. Несмотря на то, что диагностический аспект не полностью исчез из практики ориентирования, можно сказать, что образовательное направление одержало верх, так как подготовке индивидуума к сознательному и логическому выбору придается очень большое значение.
Дусь Т.Э. Система свойств личности как составляющая информационной базы для осознанного выбора профессии// С.19-29.

Понятие профориентации, субъекта труда

Концепция использования профориентации еще далеко не полностью сформулирована. Каждый раз на международных конгрессах и собраниях специалистов отмечается нежелательное наличие большого количества применяемых концепций и терминов. Многие страны отличают профориентацию от консультативной деятельности, причем подчеркивают рекомендательный характер профконсультации: каждый человек сам несет ответственность за выбор своей профессии.

В Конвенции № 142 МОТ от 1975 г. (раздел 5) говорится, что «профориентация рассматривается как функция, предназначенная помогать любому человеку на основе равенства, без всякой дискриминации развивать и применять профессиональные навыки в своих интересах и в соответствии со своими устремлениями, учитывая интересы общества».

Субъективность трудовой деятельности лежит в основе выбора подхода к процессу профконсультации, как составной части системы профориентационных мероприятий.

В профессиографии традиционно рассматривают не только «объект труда» и характеристики самой профессии, но и особенности развития в труде работника – «субъекта труда». Субъектность – это важнейшая характеристика не только человека трудящегося, но и всей человеческой психики вообще (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев). Применительно к теории и практике профессионального самоопределения можно сказать, что субъектность проявляется в самостоятельности и осознанном построении перспектив своего развития в определенной трудовой деятельности и во всей жизни в целом, которая как бы составляет контекст для конкретного труда и развития человека в этом труде. Поэтому, если говорить о развитии субъекта труда, то, прежде всего, следует говорить о развитии его способности самостоятельно осмысливать свою деятельность, самостоятельно находить ее смысл и искать пути совершенствования себя в этой деятельности.

Данные теоретические положения приводят к необходимости выявления соотношения понятий «профессиональное самоопределение», «профориентация», «профконсультация».

Профориентация – это достаточно широкое понятие, предполагающее широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входят и профконсультация как индивидуальная ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.

И профориентация, и профконсультация – это ориентирование школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с «самоориентированием» учащегося, выступающего уже в роли субъекта самоопределения.

Немаловажными обстоятельствами, влияющими на профессиональный выбор старшеклассников, являются:
- позиция родителей (частые проблемные ситуации: уход от вопросов, чрезмерная опека, не согласие и противодействие, не согласие с этим вариантом, предложение любого другого варианта, передача неадекватной информации о профессии), друзей, учителей;
- учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии,
- престижность профессии;
- самооценка (у девочек часто завышенная, у мальчиков – заниженная, что мешает сделать самостоятельный выбор)
- знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей;
- информированность об интересующих его профессиональных деятельностях, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует его способностям.

Принципы государственной политики в области профориентации
Для решения проблем, связанных с профориентацией, необходимо создание государственной политики. В начале 90-х годов в Москве были разработаны ее основные направления:
1. Создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для свободного профессионального определения человека, его самореализации в труде и адаптации в условиях рыночных отношений.
2. Развитие психолого-педагогических услуг для различных социальных групп населения (более 30 центров, в 1998 г. - 15 центров и федеральный центр).

Кем предполагалось осуществление: учреждениями образования всех типов, территориальными центрами и службами, центрами занятости населения и социальной защиты учреждениями и органами культуры, здравоохранения, науки, молодежными и другими общественными организациями, юридическими и физическими лицами.

Принципы государственной политики:
1. Сочетание государственных интересов с правами личности в ее профессиональном становлении,
2. Приоритет профессиональных интересов граждан с учетом их индивидуальных особенностей,
3. Равенства, доступности и добровольности в получении профориентационных услуг,
4. Обеспечение правовой и социальной защищенности граждан,
5. Предоставление гражданам минимума психолого-профориентационных услуг, гарантированного государством независимо от места жительства и работы.

Основные направления развития системы профориентации
1. Профинформация (об учебных заведениях, банк профессий – более 40 тысяч без специализаций, перспективы развития профессий, ступени развития образования, формулы выбора профессии)
2. Профвоспитание (воспитание трудолюбия и формирование стремления к самообразованию)
3. Профдиагностика (научные исследования индивидуально-психологических качеств человека, его состояние здоровья, потребностно-мотивационная сфера и умения)
4. Профконсультация (консультирование детей и взрослых на основе проведенной профдиагностики)
5. Профотбор (выбор учебного заведения или подбор места работы)
6. Профтрудоустройство (ответственность учебного заведения за устройство специалиста)
7. Профадаптация (помощь в адаптации учащимся в учебном заведении или специалисту на новом месте работы)

В настоящее время в развитии всей системы профориентации можно выявить следующие проблемы:
- Ни один из компонентов не развивается должным образом,
- С большим трудом в школах вводятся курсы «Технология», «Человек, труд, профессия»
- Недостаточное финансирование службы труда и занятости,
- Платные консультации и другие проблемы.

Вопросы теории профориентации

Для успешного функционирования всей системы профориентации необходимо развитие каждого из ее компонентов и опора на определенные теории и методологию. Как и в любой другой науке выделяют 3 основные уровня методологии:
- Общенаучный, базовый,
- Теория профориентационной работы, опирается на теорию педагогики и психологии,
- Частные методики, используемые в профориентации.

Подробнее рассмотрим 2 уровень, который основывается на фактах, закономерностях и принципах. Достоверность фактов профориентации достаточно мала, поскольку они чаще всего опираются на субъективный опыт. Поэтому задачей теории профориентации является научное обоснование выделенных фактов, познание закономерностей. Это является причиной проводящихся научных исследований.

Специфические принципы профориентации:
- сознательности в выборе профессии,
- соответствия выбранной профессии и личности человека,
- активности оптанта,
- развития в этой профессии.

Общепедагогические принципы:
- связь профориентации с жизнью, рынком труда, использование новых методик,
- систематичности и преемственности,
- взаимосвязи школы с учебными заведениями,
- взаимосвязи диагностики и воспитывающего подхода,
- воспитывающего характера (активности, добросовестности…)
- дифференцированного и индивидуального подхода
- оптимального сочетания индивидуальных и групповых форм работы,
- соответствия содержания, форм и методов потребностям профессионального развития личности.

Формы и методы профориентации

В профориентации важно использовать ряд форм и методов, дополняющих друг друга. Захаров выделяет следующие 3 группы форм:
1. Основные, ознакомительные:
- встречи со специалистами,
- просмотр и обсуждение телевизионных передач,
- выставки передового опыта,
- экскурсии на предприятия и в учебные заведения,
- информационные уроки для 6-9 классов (теоретические и практические вопросы подготовки к будущей профессии, используя методы: беседа, рассказ, объяснение, диспут, игра, сочинение, отчет о мероприятии и другие),
- уроки в учебных мастерских с сообщением определенных сведений профориентационного характера, демонстрация практических умений.
2. Активизирующие деятельность:
- индивидуальные задания для углубления знаний с учетом интересов,
- конкурсы для выявления склонностей,
- вечера техники, книги, математики…
- недели искусства, техники…
- клуб будущих специалистов,
- кружки технического творчества,
- молодежные объединения,
- школьные трудовые объединения.
3. Методы изучения личности:
- беседа (целенаправленная, индивидуальный подход, педагогический такт, ознакомление с профессиями, выявление мотивов и причин, затрудняющих выбор),
- анкетирование,
- наблюдение,
- анализ результатов деятельности (дневник, школьный журнал успеваемости, сочинение, тетрадь с высказываниями, личное дело, медицинское обследование)
- метод экспертов (обобщение высказываний друзей, учителей, родителей)
- метод обобщения независимых характеристик (рекомендации родителей, знакомых по выбору)
- педагогический эксперимент.
Захаров с.27-55. Журнал «Школа и производство»

Концепции и теории профконсультации и роли профконсультантов
Франк Парсонс в 1908 г. в Бостоне открыл первое профконсультационное бюро. В основе его теории 3 фактора:
- индивидуальные способности, возможности, умения, интересы человека,
- особенности профессии, требования к человеку,
- правильное соотношения 1 и 2 фактора.
Эта теория подвергалась большой критике со стороны психологов и работодателей.

Теория индивидуальности. Возникла на основе теории Парсонса. В основе профконсультации должно лежать глубокое изучение личности, мотивов, ориентации, особенностей ее структуры. В ходе профконсультации человек должен придти к самопониманию и сделать правильный выбор. Сторонники этой теории: Леон Тейлор, Анна Анастази (2 тома «Психологическое тестирование», в основном ее тесты использовались до 60 года)

Теория возрастного развития. Развитие личности человека не заканчивается в возрасте 20 лет. Многие психические процессы достигают пика позже (память в 4-5 лет, в 18-21 и в 28 лет). Мозг надо тренировать. Человек, не имеющий склонности к какой-либо деятельности в настоящее время, сможет освоить профессию по прошествии некоторого времени.

Дж. Крумбольц и Р. Киннер рассматривают роль профконсультанта как «менторскую», воспитывающую как «постановщика информации» клиенту.

Е. Герр считает, что современный профконсультант – это прикладной ученый-бихевиорист, задача которого с помощью различных игр, трудовых проб, тренингов и т.п. тренировать действия клиента, планировать и прогнозировать их.

Н. Гисперс и И. Мур рассматривают процесс профконсультации как помощь, прежде всего, в жизненном самоопределении: «Пожизненное самоопределение – как саморазвитие через интеграцию ролей, среды и событий в жизни человека».

А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и виделил в качестве центрального понятия самоактуализацию – как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для себя деле ?29?.

Японский исследователь Фукуяма разработал и внедрил целую систему постепенной подготовки школьников сознательному профессиональному выбору, важным элементом которой являются специально организованные в 16-ти видах деятельности «трудовые пробы».

Выбор профессии Д. Сьюпер рассматривает как событие, но сам процесс профессионального самоопределения (построение карьеры) – это постоянно чередующиеся выборы. В основе всего этого лежит « Я – концепция» личности как относительно целостное образование, постепенно изменяющееся по мере взросления человека.

В настоящее время существует несколько концепций:
1) индивидуального стиля деятельности (Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения – Р-на-Д, 96),
2) Концепция активного субъекта консультирования. Оптант должен активно искать себя сам.
3) Концепция Гуревича, он выделил 2 вида профпригодности: абсолютной и относительной. В зависимости от нервной системы человека.
4) Концепция профессиональной адаптации. Человек, даже обладая способностями, не сможет достичь успеха, если не сумеет адаптироваться.

В отечественной практике существует два подхода к процессу профконсультации, которые созвучны с «изобличительным и образовательным» направлениями в зарубежной профориентации.
1. Суть первого подхода состоит в том, что профконсультант должен активно подвести личность к единственно возможному решению, дать однозначную рекомендацию.
2. Второй подход отводит активную роль самому оптанту, доверяет его способности к самоанализу. Консультант может контролировать ход принятия решения, оказывает помощь в самопознании, в рассмотрении себя как развивающегося «субъекта труда», но не должен навязывать сам решение человеку.

Сущность профессионального самоопределения

Определение сущности профессионального самоопределения является до сих пор нерешенной задачей не только педагогов и психологов, но и философов, методистов, представителей различных направлений науки и искусства.

В педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. Это ставшие классическими исследования в области профессиональной ориентации и профконсультирования Е.А. Климова (Психология профессионального самоопределения), В.В. Ярошенко (Школа и психологическое самоопределение учащихся–Киев,83), А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайши, В.В. Назимова, Б.А. Федорошина, С.А. Чистяковой и других. Особенностью всех этих исследований является усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения.

Многообразие различных концептуальных подходов к рассмотрению проблемы профессионального самоопределения вызвано не только сложностью данного вопроса, но и культурно-исторической обусловленностью реализации самоопределения большинством людей, проживающих в конкретной стране, а также неоднородностью населения (возможных клиентов) конкретных стран и регионов. Все это осложняет выделение «самых лучших» концептуальных подходов и делает проблему профессионального самоопределения многообразной по способам рассмотрения и решения.

Само же понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание. При этом многие ученые связывают самореализацию и самоактуализацию именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, А Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»; К. Ясперс связывает самореализацию с делом, которое делает человек. И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П.Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения – в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность» ( 44, с.330 )

Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей – «самотрансценденцию» (по В. Франклу): полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентальность, т.е. способность «выходить за рамки самого себя», а главное – в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей жизни.

Таким образом, под профессиональным самоопределением понимается:
- Единичный факт выбора (при подаче заявления)
- Деятельность человека, принимающего то или иное содержание. В зависимости от этапа его развития как субъекта труда.
Поиск личностных смыслов в выбираемой трудовой деятельности.

Все это позволяет сделать вывод о неразрывной связи профессионального самоопределения и самореализации человека в других важных сферах жизни. Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой работе, трудовой деятельности и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации, а также – нахождение смыслов в самом процессе самоопределения.

Результатом профессионального самоопределения является выбор старшеклассником определенной профессии, соответствующей его личностным особенностям и интересам, готовность к выбранной профессии, обдумывание пути, а в идеале – личностный профессиональный жизненный план, профессиональный старт.

Для правильного профессионального выбора, оптант должен обладать способностями: анализировать, сравнивать; генерировать идеи, выдвигать гипотезы, переносить в новые ситуации знания и умения, независимость суждений и критичность мышления; высокая самоорганизация, самоконтроль.

Для успешного сопровождения профессионального самоопределения педагог должен выстроить систему работы:
1. с учащимися (формирование у них активности в самопознании и самореализации)
2. сотрудничать с учреждениями: центром профориентации, центром занятости молодежи,
3. сотрудничать с учреждениями, ответственными за создание производственной сферы,
4. сотрудничать с органами научного, методического и кадрового обеспечения практических работников по руководству самоопределения,
5. сотрудничество с властными органами на всех уровнях управления обществом (образование).

Типы профессионального самоопределения

Профессиональное самоопределение продолжается на протяжении всей трудовой жизни человека. Чтобы сориентироваться самоопределяющемуся школьнику, Н.С. Пряжников выделяет основные типы профессионального самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают друг в друга. Например, профессионал, который обнаружил в работе главный смысл всей своей жизни, несомненно, реализует себя и как личность. Основными отличиями (отличительными, специфическими признаками) этих типов самоопределения могут быть следующие:

Для профессионального самоопределения:
1.Характерна большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, трудовой книжке, в результатах труда и т.п.).
2.Требуются благоприятные условия (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т.п.).

Для жизненного самоопределения характерны:
1.Глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек.
2.Зависимость от экономических, социальных, экологических и других объективных факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.

Для личностного самоопределения:
1.Характерна возможность формализации полноценного развития личности (диплом, сертификат, свидетельство и т.д.).
2.Более подходят не «благоприятные» в обывательском представлении условия, а наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств. В современном мире, когда основную часть времени взрослые люди проводят на работе, личностное самоопределение в большей степени связано с профессиональным самоопределением. Хотя в перспективе возможны ситуации, когда у человека будет все больше появляться свободного времени от работы, времени для личного развития.

В каждом из основных типов самоопределения можно условно выделить подтипы, отличающиеся по критерию широты диапазона, по самим возможностям самоопределения. Эти подтипы Н.С. Пряжников назвал уровнями возможностей самоопределения. Он выделяет 5 уровней самореализации человека (критерии выделения уровней – внутренне принятие человеком данной деятельности и степень творческого к ней отношения):
1.Агрессивное неприятие деятельности по конкретному типу самоопределения, демонстративное игнорирование и даже разрушение имеющихся возможностей.
2.Молчаливое избегание деятельности по конкретному типу самоопределения.
3.Реализация стереотипных способов деятельности.
4.Стремления усовершенствовать отдельные элементы своей деятельности, т.е. фактическое начало настоящего творчества, но в рамках традиционных способов жизнедеятельности.
5.Стремление существенно усовершенствовать свою деятельность в целом.

Проектирование профессионального жизненного пути, «выбор профессии»

Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения (по Е.И. Головахе) – «это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника», который может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдельных последствий принятого решения» и в «в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдельными жизненными целями ?17?.

Дж. Сьюпер, считает, в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера рассматривается как «чередующиеся выборы»).

По мнению Е.А. Климова, выбор профессии – это во-первых: отдельный выбор трудового, жизненного пути, состоящий из некой цепочки взаимосвязанных шагов «эта цепочка обычно начинается с более или менее развернутой ориентировки в обстановке, далее может следовать перебор и оценка возможных вариантов дальнейшего действия и их последствий, более или менее выраженная борьба побуждений, наконец, формулировка того или иного решения»; во-вторых – «не нужно думать, что это единственный выбор на весь трудовой, жизненный путь, а лучше… об интересах, увлекательной активности по постоянному проектированию и реальному построению своего профессионального трудового пути, ни один выбор не будет роковым, если приложить ум и волю» (24, с.386)

Индивидуальная ситуация выбора профессии (проектирование профессионального пути и прежде всего его «старта») при всем разнообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Е.А. Климов выделяет восемь важнейших типов обстоятельств:
1.Позиция старших членов семьи. Семья является той системой, которая оказывает в среднем очень сильное влияние на профессиональное самоопределение подростка (и не только в форме прямых воздействий – требований родителей или лиц, их заменяющих, но и в роли реального фактора, косвенно, но закономерно определяющего идеала, устремления, ценностные ориентиры детей).
2.Позиция сверстников, «значимых других» из круга вне семейного общения.
3.Позиция учителей, школьных педагогов, воспитателей, классного руководителя, школьного психолога.
4.Сложившиеся к данному моменту личные, профессиональные планы (ЛПП) учащегося.
5.Способности, умения, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта деятельности. Субъективность проявляется в самостоятельности и осознанном построении перспектив своего развития в определенной трудовой деятельности и во всей жизни в целом, которая как бы составляет контекст для конкретного труда и развития человека в этом труде.
6.Уровень притязаний учащегося на общественное признание. Недооценка, переоценка своих возможностей, заниженные или завышенные притязания – важные регуляторы и выбора профессии, и адаптации к профессиональной общности, и взаимоотношений со значимыми людьми.
7.Информированность. В связи с этим обстоятельством важно обратить внимание на доброкачественность (правдивость, полноту, ясность) той информации, которая оказывается основанием для принятия решения, учащимся, касающегося его профессионального будущего.
8.Склонности к тем или иным видам деятельности. Склонности обычно сочетают в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям деятельности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении.
Идеальным «казусом» был бы такой, когда все перечисленные факторы выбора профессии хорошо согласованы или хотя бы не противоречат друг другу.

Таким образом, обстоятельство, влияющее на проектирование жизненного трудового пути, является сформировавшийся у учащихся личный профессиональный план (ЛПП).

Н.С. Пряжников предлагает модифицированный вариант построения личного профессионального плана (ЛПП) (по Е.А. Климову) дополненный ценностно-нравственными компонентами самоопределения:
1.Осознание ценности честного (общественно-полезного) труда (ценностно-нравственная основа самоопределения).
2.Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование перспектив ее изменения (учет конкретной социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда).
3.Осознание необходимости профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации.
4.Общая ориентировка в мире профессионального труда (макроинформационная основа самоопределения).
5.Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями (досуговыми, семейными, личностными).
6.Выделение ближних и ближайших профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.
7.Знание о выбираемых целях: профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства (макроинформационная основа самоопределения).
8.Представление об основных внешних препятствиях на пути к выделенным целям.
9.Знание путей и способов преодоления внешних препятствий.
10.Представление о внутренних препятствиях (недостатках), осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих подготовке намеченных планов и перспектив (самопознание как важная основа самоопределения).
11.Знание путей и способов преодоление внутренних недостатков (и оптимального использования достоинств), способствующих подготовке к самостоятельному и осознанному выбору и будущей профессиональной деятельности.
12.Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.
13.Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянное совершенствование (корректировка) намеченных планов по принципу «обратной связи».

Психологические «пространства» профессионального самоопределения

Для теории и практики профессионального самоопределения важно выделить те «пространства выбора», в которых нередко оказываются самоопределяющиеся люди и которые нередко не всегда сами могут осознавать «что» и «из чего» они вообще выбирают.

Иногда профконсультационная помощь клиенту может заключаться и в своеобразном информировании о имеющихся «пространствах» самоопределения, что создает основные ориентиры самоопределяющегося человека, которые могут лечь в основу его размышлений о своем профессиональном настоящем и будущем. Но сначала необходимо представить основные понятия, которые так или иначе, связаны с планированием жизненных и профессиональных перспектив человека.

Как уже отмечалось, профессиональное самоопределение – это не только выбор конкретной профессии, но часто и выбор всей жизни. Таким образом, часто человек выбирает не только данную профессию, но нечто более важное (то, что данная профессия дает ему для более полного ощущения своей жизни).

Рассматривая проблемы построения человеческой судьбы, Э. Берн выделял жизненные сценарии и жизненные стратегии. При этом жизненные сценарии – это «программа поступательного развития, выработанные в раннем детстве под влиянием родителей и определяющие поведение человека в важных аспектах его жизни» (5) сценарии охватывают всю жизнь человека в подробностях, а стратегии рассматриваются как общие представления о человеческой жизни.

Э. Берн обозначил основные типы сценариев: «никогда не делаю»; «делаю всегда»; «ни разу не делал раньше»; «не буду делать (сделаю потом); «делаю вновь и вновь»; «буду делать до тех пор, пока невозможно будет сделать». На основе выделения этих сценариев были выведены следующие три типа людей: победители, не победители и неудачники. Э.Берн приводит примеры этих типов, связывая их с определенными «играми», из которых нередко состоит жизнь многих людей. Игры: «Бесприданница», «Сизиф», «Меня не испугаешь», «Кому я нужен», «Если не так, то иначе!» и т.д.

При этом Э. Берн отмечал, что «сценарии возможны потому, что большинство людей не понимают, что делают, при этом понимать, по Э.Берну, - это «выйти из-под власти сценариев» /5, с.161/. Можно добавить, что понимать – значит научиться строить перспективы своего профессионального и личностного развития самому.

М.В. Розин, в своей статье «Психология судьбы, программирование или творчество?» отмечает, что нельзя связывать построение жизни с бессознательным влиянием, как было это предложено Э. Берном. Сам М.В. Розин считает, что «сценарий выстроен, сочинен человеком в течение всей жизни».

«Создание сценария – поэтического способа осмысления жизни – это проявление творческого начала человека. Только, когда сценарий создан, человек может почувствовать себя свободным и счастливым». При этом построение жизни, как поэмы предполагает выделение и реализацию следующих основных моментов:
1. Образ героя (образ себя как героя поэмы).
2. Сюжет.
3. Трагедийность (переживания, без которых жизнь становится неинтересной и лишенной смысла).
4. Неожиданные повороты (еще более разнообразящие жизнь и делающие ее неповторимой).

Для дальнейшего рассмотрения «пространств» самоопределения можно выделить более конкретные варианты выборов, где как бы конкретизируются те или иные социальные и профессиональные стереотипы, жизненные сценарии и т.п. Необходимо заметить, что психологические пространства самоопределения могут быть как субъективными (представленные в сознании человека), так и общепринятыми, объективными (как реально существующие возможности выбора, осознаваемые различными людьми).

Проблема профессионального консультирования состоит в том, чтобы сделать предметом совместного с клиентом обсуждения и субъективные пространства, выделяемые и желаемые самим клиентом, и реально существующие пространства профессиональных выборов, которые клиент поначалу может и не осознавать.

Таким образом, на профессиональное самоопределение учащегося влияет не только осознание себя как «субъекта труда», но и знание об «объекте труда» и характеристиках самой профессии. Для того, чтобы самоопределяющийся человек не потерялся в мире профессий, одной из задач профориентации является информирование школьников об имеющихся «пространствах» самоопределения, которые могут лечь в основу его размышлений о своем профессиональном будущем.

Разнообразие мира профессий. Классификации профессий

Специальность, квалификация, должность, труд, профессия – это синонимы? Что сейчас актуально выбрать?

В процессе профессионального самоопределения важно отдавать себе отчет в том какие продукты, изделия производят разные профессионалы, с какими целями, условиями, орудиями связана их деятельность.

Продукты профессионального труда, а также орудия и средства труда могут быть не только вещественными, но и процессуальными. Область существования продуктов и условия работы различны и разнородны: внешний мир (культуры, физический, природный) или внутренний мир человека. Среди целей важно различать и те, которые заданы человеку из вне и внутренние, которые приняты и регулируют его деятельность

С.П. Струмилин (20-е годы XX столетия) предложил классифицировать профессии по степени самостоятельности человека в труде:
1. Автоматический рефлекторный труд (например, вертельщик ручки веялки, ручкой мельницы и т.д.);
2. Полуавтоматический, привычный труд (например, машинистка, телеграфист);
3. Шаблонно-исполнительский труд – по указке (например, работа на станке, работа конторщика, счетовода);
4. Самостоятельный труд в пределах задания (работа инженера, учителя, врача, журналиста);
5. Свободный творческий труд (работа в области искусства, работа ученого, организатора хозяйства, политического деятеля).

За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж. Голланда, основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды. Выделяются следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды):
1. реалистический тип (техника, мужские профессии);
2. интеллектуальный тип;
3. социальный, конвенционный (знаковая система, требующие структурированности);
4. предпринимательский;
5. артистический.
Предполагается, что определенному личностному типу должен соответствовать свой тип профессиональной среды, что и обеспечивает более полноценную реализацию работника в своем труде.

Литовский автор Л.А. Йовайша разделял все профессии по преимущественным профессиональным ценностям: ценности общения; интеллектуальная активность; практико-техническая активность; художественная активность; соматическая активность, материальная (экономическая) активность.

В России наиболее известна типология профессий, предложенная Е.А. Климовым (Дифференциально-диагностический опросник – ДДО, Рогов Психологические тесты – М,96), где в качестве критерия выступает отношение человека (субъекта труда) к предмету труда.

Все профессии соотносятся с пятью основными группами:
1. «Человек – природа» (П) представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Например, мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.
2. «Человек – техника и неживая природа» (Т) работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Например, слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, техник-технолог общественного питания, инженер-электрик.
3. «Человек – человек» (Ч) предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы сообщества, группы населения, люди разного возраста. Например, продавец, парикмахер, врач, учитель и т.д.
4. «Человек – знаковая система» (З) естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы. Например, математик, редактор издательства, программист, языковед и т.д.
5. «Человек – художественный образ» (Х) явления, факты художественного отражения действительности. Например, художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, артист балета, актер драматического театра и т.д. ? 24,с.264 ?.

Личностные особенности оптантов.

Профессиональное консультирование базируется на глубоком проникновении в личность оптанта, его чувства, переживания, установки, картину мира, структуру взаимоотношений с окружающими.

Одной из составляющих информационной базы для осознанного профессионального выбора является осознание клиентом своих личностных свойств.

Большая часть психологов считает основными структурными компонентами личности ее свойства или черты. Свойства личности формируются на базе целостных актов деятельности, включающих мотивационную сферу, социальные потребности, умение организовывать, контролировать, анализировать и оценивать собственное поведение в соответствии с побуждающими его мотивами. (Анцыферова Л.И.)

Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью, уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки. Они обладают внутренней свободой и вместе с тем высоким самоконтролем. При этом они могут казаться маленькими детьми, а через некоторое время, если того требует ситуация, вести себя по-взрослому.

Проявляя большой интерес ко всему новому и необычному, они очень инициативны, но при этом успешно приспосабливаются к требованиям своего социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.

Дети с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности стремятся к школьным успехам, которые должны выразиться в форме отличной оценке. Они крайне тяжело воспринимают неудачу, можно сказать, что у них преобладает не надежда на успех, а страх перед неудачей. Они избегают риска, не любят высказывать публично свои мысли. Они сдержанны, скрытны и дистанируются от своих одноклассников. У них очень мало близких друзей. Они не любят быть предоставлены самим себе и страдают без внешней, адекватной оценки своих поступков, результатов учебы или деятельности.

Дети, обладающие низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности часто становятся «изгоями». Они с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, часто занимаются в кружках, имеют необычные хобби и т.д., где они в свободной обстановке могут проявить свою креативность. Они очень тревожны, страдают от неверия в себя, «комплекса неполноценности». Часто учителя характеризуют их как невнимательных, поскольку они с неохотой выполняют рутинные задания и не могут сосредоточиться.

Креативность и интеллект взаимосвязаны не только на уровне свойств личности, но и на уровне целостного познавательного процесса.

А.Н. Лук указывает на другие портретные штрихи человека как субъекта творчества:
- стремление студентов, например, критически относится к преподавателям и учебным программам (студенты сами решают, каким предметом и какой темой им заняться);
- склонность к игровому взаимодействию с партнерами, стремление даже сложные вопросы решать в юмористической форме, при этом попутно можно указать на желание постоянно быть свободными от стереотипов, быть раскрепощенными, что передается в уверенности в себе, в чувстве собственного достоинства и умении говорить с кафедры;
- желание в своих размышлениях опираться на первоисточники, толковые, энциклопедические словари;
- стремление сосредотачивать внимание и долго удерживать его на каком-либо вопросе;
- стремление обнаруживать проблемы там, где другим уже все ясно, сомневаться в общепризнанных истинах;
- стремление оперировать с нечетко определенными понятиями.

Е.А. Климов строит свою концепцию человека как субъекта труда из трех групп составляющих: образа объекта, образа субъекта, образа субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений.

В свою очередь, каждая группа представлена более дробными элементами. Образ объекта состоит из чувственного образа (сенсорного, перцептивного), репрезентативного конкретного образа (представления) и репрезентативного отвлеченного образа (понятия, схемы, системы понятий, алгоритм действий).

Образ субъекта представлен актуальным Я-образом (знание о своем функциональном состоянии в данный момент, своем месте в системе межлюдских отношений, своих возможностях и организациях), обобщенным Я-образом, который включает разнообразные проявления Я-концепции: Я в прошлом, Я ныне, Я в будущем, Я среди других, Я как представитель профессиональной общности, Я как организм, как индивидуальность, как член общества.

Образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений строится с учетом потребностей, потребностных состояний, эмоций, чувств, эмоциональных отношений, характера, направленности личности, мировоззрения.

В.И. Андреев дает перечень творческих способностей и классификацию личности ученика и студента применительно к учебно-творческой деятельности.

При этом им выделяются следующие способности:
1.Мотивационно-творческая активность и направленность личности. Она передается в любознательности, интересе, чувстве увлеченности, эмоциональном подъеме, стремлении к творческим достижениям, к лидерству, к получению высокой оценки, личной значимости творческой деятельности, самообразованию, самовоспитанию;
2.Интеллектуально-логические. Проявляются в способностях анализировать, сравнивать, выделять главное, описывать явления, процессы, давать определения, объяснять, доказывать, обосновывать, систематизировать, классифицировать.
3.Интеллектуально-эвристические. Состоят в способностях генерировать идеи, выдвигать гипотезы, фантазировать, ассоциировать, видеть противоречия, переносить в новые ситуации знания и умения, отказываться от навязчивой идеи, преодолевать инерцию мышления, иметь независимость суждений, критичность мышления;
4.Самоуправление личности. Проявляется в целеполагании и целеустремленности, умении планировать, самоорганизовываться, иметь самоконтроль, оценивать самого себя, рефлексировать и корректировать;
5.Коммуникативные. Передаются в способностях использовать опыт других, сотрудничать с ними, организовывать, отстаивать свою точку зрения, убеждать других, избегать конфликтов.

Кроме названных способностей, автором включается в творческую личность следующие параметры, называемые свойствами, качествами, способствующими успешности:
1.Мировоззренческие качества;
2.Нравственные качества: честность, скромность, смелость, решительность;
3.Эстетические свойства: эстетические принципы, способность достигать гармонии, простоты и красоты человеческих отношений;
4. Индивидуальные особенности: темп деятельности, работоспособность, характеристики стиля учебно-творческой деятельности.

Важным признаком приведенной концепции является ее направленность на поиск творческих характеристик в учебной деятельности и введение мотивации, самоуправления, коммуникации мировоззренческих, нравственных и эстетических качеств.

Методы и методики профориентации

Методики Д.Голланда (40 вопросов на выявление типа труда и типа личности) и Р.Кэттела (определение личностных особенностей). Они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки, предоставляют информацию об отдельных особенностях личности (интеллекте, тревожности, самоотношении), полученные данные полезны с точки зрения выбора средств вмешательства, прогноза его эффективности, прогноза развития, общения, эффективности той или иной деятельности индивида.

Мотивы выбора профессии (Овчарова с.281)
Методика содержит 20 вопросов. При ответе «никак» – 1 балл, «слабо» – 2, «средне» – 3, «сильно» – 4, «очень сильно» – 5 баллов.
По ключу выявляются:
«И» – внутренние индивидуально значимые мотивы,
«С» – внутренние социально значимые мотивы,
«+» – внешние положительные мотивы,
«-» - внешние отрицательные мотивы.
Преобладание внутренних мотивов говорит о наибольшей удовлетворенности рудом и его производительности.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) разработан сотрудниками ВАИН профтехобразования под руководством Е.А. Климова в конце 60-х – начале 70-х годов. ДДО используют для исследования склонностей и профессиональных интересов учащихся.
В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда. Первую группу составили профессии типа человек – природа, вторую – человек – техника, третью – человек – человек, четвертую – человек – знаковая система, человек - художественный образ – основа пятого типа.
Перед испытуемым ставится задача – дать, не задумываясь, ответы на 20 пар вопросов ДДО. При этом ответы должны быть не дифференцированы. Если названная в вопросе деятельность скорее нравится, чем не нравится, следует поставить в соответствующей клетке «Лист ответов ДДО» знак (+). Если определенно не нравится – 2 плюса (++), а если очень нравится – три плюса (+++). Если скорее не нравится, чем нравится – один минус (-), если определено не нравится – два минуса (--), а если очень не нравится – три минуса (---).
Результаты ответов (количество минусов и плюсов) подсчитывают по каждой колонке «Листа ответов ДДО».
Итог выражается в алгебраической сумме. Эти результаты и характеризуют область наиболее целесообразного применения сил испытуемого.

Некоторые варианты анализа своих результатов по ДДО
По каждой шкале подсчитывается количество баллов: меньше 2 говорит об отсутствии способностей в данной сфере, 3 – ниже среднего, 4 – удовлетворительно, 5 – хорошие данные, 6-7 – отличные данные в этой сфере, 8 – талант.
Преобладание над другими Т+Ч – в будущем хороший руководитель в технической сфере, а преобладание Ч+З – руководитель в нотариальной, юридической, бухгалтерской конторе
Для девушек Т=6-8 – отличные данные, для юношей норма 6-7.
З=8, Х=8, Ч=4 – говорит о противоречивости личности.
Ч и З по 7-8 – хороший юрист, учитель литературы, истории. Начальных классов.
Определите свой темперамент. Для холериков и меланхоликов подходят профессии: П+Т+Х=18-16 (эмоциональные романтические личности). Для флегматиков и сангвиников: Т+З=16-15 (пунктуальные, исполнительные личности)

Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП). Был разработан Н.С. Пряжниковым и Е.А.Климовым. методика представляет из себя открытый опросник, используемый для обобщенной и целостной оценки перспектив профессионального и личностного развития. Испытуемым предлагается кратко ответить на 14 вопросов (см. приложение 4), которые являются компонентами построения схемы ЛПП.

«КОС» коммуникативные организаторские склонности (Руденский,с.76-78)
Методика содержит 40 вопросов. По ключу можно выявить какие способности преобладают.

Методика Г.Айзенка (57 вопросов на определение личностных свойств): экстравертированность или интровертированность, устойчивость или неустойчивость.
Меланхолики – неустойчивые интроверты, чувствительны, отвечают только за себя, нужен небольшой коллектив,
Флегматики – устойчивые интраверты, усидчивые, внимательные, аккуратные, хорошие замы,
Холерики – неустойчивые экстраверты, общительные любят спорные вопросы, научение.
Сангвиники - устойчивые экстраверты, хорошие руководители, генераторы идей.

Тест К.Томаса – 30 вопросов на выявление типа реагирования в конфликтных ситуациях: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.

Взаимосоответствие человека и его работы

Идея соответствия личных качеств человека и требований, предъявляемых к нему деятельностью, является одной из основных теорий профориентации. Все теоретические и практические шаги сводятся к тому, чтобы либо человека привести в соответствии с требованиями работы, либо изменить эти требования, либо искать другие варианты.

12 традиционных путей устранения несоответствия между человеком и работой:
1. стихийный, естественный профессиональный отбор (не понравилось - ушел)
2. мысленный отбор и поиск возможных вариантов будущих профессий
3. самостоятельное освоение профессии
4. создание, формирование, производство новых внешних условий и средств деятельности по инициативе специалиста,
5. при несоответствии требованиям профессии изменить свой выбор,
6. поддержка и помощь на своем пути профессионального самоопределения
7. повышение квалификации, переподготовка,
8. создание и внедрение новых условий и средств труда для специалиста
9. профессиональная адаптация
10. расстановка кадров с позиции жесткого управления
11. при авторитарном управлении профессиональное самообразование
12. проектирование новых условий с позиции вытеснения человека из производственной сферы.

Стиль деятельности – живой изменчивый процесс, который можно изучать по его текущим проявлениям и с помощью анализа результатов деятельности.

Типы деятельности:
1. Скоростной – в результате получения большого объема продукта.
2. Точностный – получение высокого качества продукта.

Стиль деятельности зависит от многих условий, в том числе от индивидуальных психологических особенностей человека. Поэтому принято выделять индивидуальный стиль деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности – относительно устойчивая, индивидуально своеобразно организованная деятельность, то есть это инструмент, посредством которого можно уравновешивать особенности человека и требования профессии к нему.

Не отчаивайся, если поиск немного затянулся Скорее всего, дело не в тебе, а в ситуации на рынке труда. В любом случае помни: новая работа — отличный стимул к развитии и самореализации. Это еще один шаг вперед. Будь решительной и сделай его!

Азбука трудоустройства ("Единственная" - №10, 2006, с. 108-112.)

Агенства (обращайся) Связующее звено между тобой и работодателем. Кадровые агентства можно разделить на организации по трудоустройству и рекрутинговые. Первые занимаются в основном подбором низкоквалифицированной рабочей силы. Как правило, за найденные вакансии агентству платит соискатель. Рекрутинговые могут существенно облегчить поиск работы специалистам, руководителям среднего и высшего звена. От соискателя требуется лишь заполнить анкету и ждать приглашения на собеседование. Оплачивает услуги агентства обычно работодатель.

Вопросы (задавай) От правильных ответов на вопросы во время собеседования зависит, возьмут тебя на работу или нет. Поэтому тебе нужно предугадать вопросы работодателя и с помощью ответов создать о себе представление, которое соответствует его мнению об идеальном сотруднике.
Важно не только отвечать, но и спрашивать. Ведь собеседование - это подготовка к взаимовыгодной сделке. Обсуди планы компании, распорядок рабочего дня, твои обязанности и права, возможности карьерного роста, обучения, зарплату и компенсационный пакет. О зарплате лучше говорить в последнюю очередь.

Дресс-код (создай имидж) По мнению психологов, человеку требуется всего 30 секунд, чтобы составить общее представление о собеседнике. Одежда, прическа, макияж, аксессуары будут играть важную роль при приеме на работу. Поэтому продумай свой внешний вид до мелочей. Предварительно выясни корпоративный стиль компании и оденься соответственно. Одежда должна отвечать и той должности, на которую ты претендуешь. К примеру, будущему секретарю не стоит надевать костюм, который стоит минимум пять предполагаемых зарплат. Если претендуешь на пост руководителя, удели внимание деталям. Дорогие часы, обувь, украшения - важная часть имиджа. Если ты представительница творческой профессии, прояви немного креативности.

Интервью (главное уверенность) Самая распространенная форма собеседования. И самая ответственная. Для серьезной должности интервью может состоять из нескольких этапов. Завершающий - беседа с руководителем компании, В процессе беседы тебя всячески проверяют на прочность - пытаются выявить твои сильные и слабые стороны, твои реакции на сложные ситуации. Поэтому излучай доброжелательность и уверенность. Доброжелательность проявляется в улыбке, уверенность - в жестах, мимике, осанке. Она должна чувствоваться с первых минут интервью. Выбери наилучшую позицию - сядь, повернувшись корпусом к собеседнику и чуть подавшись вперед. Не скрещивай ноги или руки - эти позы выражают закрытость и недоверие. Когда разговор закончится, поднимись первой и вежливо попрощайся.

Ловушки собеседования (Научись избегать) Ловушки имеются в арсенале каждого рекрутера. Одна из самых распространенных - ловушка «словесного детектора лжи». Тебя могут попросить пересказать несколько раз свое резюме или рассказать о работе на предыдущем месте, чтобы убедиться в совпадении фактов. Лучший способ ее избежать - быть честной. Еще одна ловушка - «провокационная пауза». После ответа на твой вопрос, интервьюер начинает упорно молчать. Сохраняй спокойствие. Излишняя суетливость - признак неуверенности в себе. В основном ловушки скрыты в вопросах. Всегда думай, зачем тебе их задают.

Мониторинг (изучай рынок) Перед тем как отправиться на собеседование, ты должна собрать максимальное количество информации о компании, в которой хочешь работать. Поинтересуйся, чем она занимается. Поищи о ней сведения в интернете, Проанализируй рынок, на котором работает компания, и на собеседовании предложи свои варианты увеличения прибыли. Если твои предложения будут основаны на реальных фактах, ты скорее всего в ближайшее время станешь сотрудником фирмы.

Настрой (будь оптимисткой) Ты так долго искала нужную вакансию, и (наконец-то!) через несколько дней у тебя собеседование. Оно решит судьбу: быть или не быть тебе на новой должности. Конечно, настрой, как перед экзаменом. Страх не пройти отбор мешает расслабиться, вести себя естественно во время беседы. Это происходит из-за неизвестности - ты не знаешь, как поведет себя работодатель. Спрогнозируй заранее действия интервьюера. Как вариант - используй метод визуализации. Мысленно проиграй в деталях сценарий собеседования: как ты уверенно заходишь, что говоришь. Можешь отрепетировать его вопросы и свои ответы перед зеркалом. Представь, что тебя уже взяли, - так ты запрограммируешь себя на успех.

Поиск работы (больше источников) Кто ищет, тот всегда найдет. Причем тем быстрее, чем больше будет использовано источников информации. Попробуй позвонить в нужные тебе компании. Возможно, в одной из них в это время ищут сотрудников и твой звонок будет как нельзя кстати. Расскажи друзьям и знакомым о том, что ты ищешь новую работу. Не исключено, что у них есть нужные тебе контакты. Также в твоем распоряжении огромная база газет и интернет-изданий. Просмотри вакансии в «Деловой столице», «Контрактах», «Компаньоне», «Инвестиционной газете», «AVISO», а также на сайтах www.rabota.com.ua; www. ukrjob.net; www.job.avanport. com; www.101.kiev.ua; www. jobportal.com.ua. Там же можешь оставить свое резюме.

Рекомендации и резюме (подойди нестандартно) Резюме - твоя визитная карточка. От того, насколько убедительным оно будет, зависит, пригласят ли тебя на собеседование. Резюме должно быть кратким, четко структурированным, давать полное представление о твоем профессионализме, помещаться на одной стороне листа формата А4. Перед тем как отправлять резюме, уточни, на каком языке оно должно быть написано. Также у тебя могут попросить рекомендательное письмо от работодателя с последнего места работы. Некоторые компании не рассматривают резюме без такого письма. В нем надо указать, почему ты хочешь получить эту должность.

О чем говорит ваше резюме? (Елена Бык 30 декабря 2006 Деловой мир)
На сегодняшний день не только важно быть специалистом в своей сфере, но и уметь правильно и грамотно излагать информацию о себе в резюме, поскольку предварительный отбор на ту или иную должность начинается именно с резюме. Иными словами, для того чтобы встреча с работодателем состоялась, Вам необходимо заинтересовать его Вашим резюме.
При составлении резюме большое влияние играют именно верно подобранные слова, употребленные, так сказать, к месту и в тему, слова, которые бы четко описывали Ваш опыт, Ваши обязанности.
Грамотно составить резюме – это совсем несложно! Обратите внимание на следующие моменты:
Для того чтобы произвести хорошее впечатление на потенциального работодателя, рекомендуется использовать в самом начале резюме, когда Вы даете общую оценку своей карьеры, слова, несущие основную смысловую нагрузку.
Все работодатели, в основном, обращают внимание на определенные личные качества, такие как: коммуникационные способности, организационные качества, владение иностранными языками, инициативность, гибкость, умение работать в команде и умение справляться со стрессовыми ситуациями. По этой причине при трудоустройстве на ту или иную должность, укажите непременно в резюме данные качества (необязательно все, но наиболее подходящие к той должности, на которую претендуете) и продемонстрируйте их по возможности при личной встрече с работодателем. Так, когда будете приводить пример этих качеств на практике, рекомендуется использовать такие глаголы как «достиг, развил, инициировал, выступил с предложением, организовал, получил, выполнил, возглавил, достиг, мотивировал».
При описании Вашего опыта работы, обязанностей, которые выполняли, используйте глаголы действия(проанализировал, выполнил, внес свой вклад, создал, продемонстрировал, разработал, запустил, достиг), не описывайте подробно все Ваши обязанности и не вдавайтесь в детали. У рекрутера должны остаться некоторые вопросы после прочтения Вашего резюме, которые он хотел бы дополнительно задать Вам лично при встрече.
Пишите ясно и понятно (резюме не должно быть витиеватых фраз с определенным подтекстом), пишите в прошедшем времени(если только речь не идет о работе, которую вы выполняете в настоящее время). Ни в коем случае не начинайте предложение с «я».
Подкрепляйте ваши слова краткими примерами.
Подчеркивайте именно те навыки, которые необходимы для трудоустройства именно на ту должность, на которую Вы претендуете (иными словами, пишите лишь по существу).
Ваше резюме должно легко читаться, самая важная информация может быть выделена (пробелами, курсивом либо жирным шрифтом, новым абзацем). Текст не должен сливаться.
В резюме не должно быть ошибок!!! Помните о том, что резюме – это Ваше лицо!

Стиль мышления (учитывай различия) Постарайся узнать, кто будет проводить собеседование - мужчина или женщина. У них разный стиль мышления. Мужчины чаще всего рационалисты - ориентируются на результат. Тебя будут оценивать по строго определенным параметрам: владеет необходимыми навыками, имеет опыт работы, экстраверт, командный игрок и не конфликтен... Чтобы произвести приятное впечатление, отвечай на вопросы четко, позицию аргументируй. Женщины-работодатели в основном полагаются на интуицию. Они обращают внимание на то, как собеседник говорит, как он выглядит, и принимают решение на основании общего впечатления. С ними очень важно наладить эмоциональный контакт. Для рационалиста главное - ЧТО ты говоришь, а для интуита - КАК ты это делаешь.

Тестирование (подготовка) На собеседовании тебя могут попросить пройти психологические тесты. На книжном рынке можно найти множество книг с тестами по приему на работу. Это дает возможность подготовиться к предстоящей беседе основательно. Проштудируй их заранее - ты будешь знать, какой результат дадут твои ответы, и, если захочешь, сможешь скорректировать его.

Центры занятости (используй информацию) При поиске работы не игнорируй и государственную службу занятости. Там ты можешь получить информацию о вакансиях, о переобучении, вариантах трудоустройства, сезонных работах. Поддержка безработным существует в каждом городе. Причем вся информация в центрах предоставляется бесплатно. В Киевском городском центре занятости и Киевском молодежном центре труда можно просмотреть ба: данных вакансий по городу, а также проконсультироваться у юриста по во г росам трудоустройства Там же можно пройти раз личные курсы по переквалификации. Для постановки на учет с дальнейшие устройством на работ) через госструктуры нужно обратиться в районное отделение центра с документами: паспортом, трудовой книжкой и документом об образовании.

Язык иностранный (совершенствуй) Знание языка автоматически ставит тебя на ступеньку выше по сравнению с другими соискателями. В резюме укажи все языки, которые знаешь, и степень владения ими. Но учти, работодатель обязательно проверит твои знания иностранного, и, скорее всего, уже на собеседовании. Некоторые должности предполагают обязательное знание языка. Поэтому начинай повышать уровень владения иностранным заранее.

В поисках идеала
Для того чтобы найти идеальную работу, нужно ясно представлять, какой она должна быть. Для этого ответь на следующие вопросы:
-► В какой сфере я хочу работать?
-► Мне больше нравится руководить или подчиняться?
-► Мне хочется работать в большом коллективе, маленькой фирме или самостоятельно?
-► Какой график работы мне по душе: полная занятость, частичная, свободный график?
-► Чего я хочу от работы - стабильности, карьерного роста или творческой реализации?
-► На что я буду тратить заработанные деньги?

Избегай ошибок!
Общее впечатление о тебе складывается из мелочей. Один неверный жест или поступок может его испортить. При устройстве на работу не стоит:
-► Опаздывать на интервью.
-► Уклоняться от ответов на вопросы.
-► Стесняться говорить о зарплате или говорить о ней в первую очередь.
-► Произносить «Я не знаю».
-► Критиковать предыдущую работу и работодателя.
-► Слишком много говорить.
-► Показывать свою неуверенность.
-► Заигрывать с интервьюером (даже очень симпатичным).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. - М., 1988
  • Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас психологии. - М., 1986
  • Гейжан Н.П. Теория и практика профессионального консультирования - М., 91
  • Головаха Е.М. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев, 1988
  • Гютюнник В.И. Начальный этап онтогенеза субъективного творческого труда - М., 99
  • Дашкевич О.В., Филатова А.Ф. Характер подростка. Психодиагностика. Формирование. Коррекция. - Омск, 1998
  • Дусь Т.Э. Система свойств личности как составляющая информационной базы для осознанного выбора профессии / автореферат - Омск, 99
  • Дусь Т.Э. Система свойств личности как составляющая информационной базы для осознанного выбора профессии// Журнал "Социальная педагогика и социальная работа в Сибири". - 2002. - № 1. - С. 20 - 29
  • Захаров И.Н., Симоненко В.Д. Профориентация школьников, - М., 89
  • Иванов Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М., 1987
  • Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М., 1983
  • Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие. - М., 1996.
  • Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М., 1990
  • Краснов В.А. Самая лучшая профессия. - Свердловск, 89
  • Краткий психологический словарь - М., 89
  • Маршавин Ю. Как улучшить работу центров занятости? // Персонал - 2001.- № 7
  • Овчарова Справочная книга школьного психолога - М., 96
  • Павлова С. Методика выявления одаренности и творческой направленности детей // Прикладная психология и психоанализ. - 2000. - № 2. - С. 29 - 33
  • Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М., 1984.
  • Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогики. - М., 1976.
  • Профконсультационная работа со старшеклассниками/Под ред. Б.А. Федоришина - Киев, 80
  • Профориентация молодежи - М., 89
  • Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию - М., 91
  • Пряжников Н.С. Игровой метод в профориентации - Пермь, 85
  • Пряжников И.С. Деловая игра как средство активизации учаихся в профессиональном самоопределении // Вопросы психологии - 1987.-№ 4
  • Психологические тесты - М., 96
  • Психолого-педагогические проблемы профессионального консультирования - М., 83
  • Резяпкина Т.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие. - М.: Генезис, 2000
  • Розин В.М. Психология судьбы: программирование или творчество // Вопросы психологии. - 1992. - № 1
  • Руденский Книга практического психолога
  • Сазонов А.Д, Симоненко В.Д., Аванесов В.С., Бухалов В.И. Профориентация учащихся, - М., 88
  • Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.,1990
  • Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: Организация и управление. - М., 1986.
  • Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников. - М., 1983
  • Чистякова С.И. Основы профориентации школьников, - М., 83
  • Ярошенко В.В. Школа и психология самоопределения учащихся - Киев, 83

Идея и создание сайта, web-дизайн: Колонтаевская Елена Александровна
Последнее обновление 02.01.2007



Hosted by uCoz