"Проектная деятельность
социального педагога"
Программа учебной дисциплины
Автор: Колонтаевская Елена Александровна
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В любой профессиональной деятельности специалист сталкивается с несколькими подходами (плановый, программный, проектный) в организации своей деятельности. В настоящее время становится популярным и эффективным проектный подход в деятельности специалистов коммерческой, общественной и государственной организации. Он помогает сделать деятельность целенаправленной, организованной, продуманной, более контролируемой не только для самого специалиста.
Для социального педагога также важно знать и уметь применить любой из подходов в своей работе.
В спецкурсе использованы материалы ресурсных центров, семинаров, Председательства Детского Фонда ООН в Украине ЮНІСЕФ. В курсе рассмотрены Проекты для молодежи в Центрах социальных услуг для молодежи, Проект "Социальное образование в Украине", проекты немецких социальных педагогов.
"Курс по выбору "Проектная деятельность социального педагога"" для дневной и заочной формы обучения студентов, которые учатся по специальности "социальная педагогика".
Курс имеет междисциплинарные связи с другими дисциплинами: Введение в специальность, Основы социальной работы, Социальная педагогика, Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности, а так же Методика социально-педагогической работы, Технология социальной адаптации детей и подростков, Методика социально-педагогической работы с детьми и подростками, Организация и методика досуга и их формы работы, Организация и методика игровой деятельности и др. Цель учебной дисциплины: дать основы проектной деятельности социального педагога.
Основные задачи:
1. Дать знания по проектной деятельности,
2. Дать знания о проектах Украины, России, Германии и других стран,
3. Сформировать умение написания и анализа социальных проектов.
Формой итогового контроля является написание двух частей социального проекта.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1. Подходы в деятельности специалиста социальной сферы
2. Проекты, которые реализуются на территории Украины
3. Проект как средство управления деятельностью. Характеристики проекта
4. Постановка, выявление, анализ проблем и возможностей ее решения
5. Взаимодействие с организациями, которые предоставляют гранты
6. Схема составления и реализации проекта. Структура проекта
7. Оценка как механизм повышения эффективности социальных проектов
8. Творческое занятие
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
- Тема 1. Подходы в деятельности специалиста социальной сферы
Цель лекции: Дать общие сведения о проектах, определить значимость курса для студентов (мотивация), познакомиться с конкретными примерами проектов, в том числе в социальной сфере.
Социальная сфера. Деятельность специалистов социальной сферы. Подходы в организации своей деятельности: плановый, программный, проектный. Виды проектов
Творческое задание: при знакомстве с проектом выявить основные достоинства и недостатки данного проекта
Рекомендованная литература
- Практическая психология и социальная работа - №4. - 2001. - с.23-24. (Международные организации в социальной сфере)
- Веретенко О.О. Становление профессии социальный педагог в Украине //Практическая психология и социальная работа.-2001.-№1.-с.21-23
- Галагузова Ю.Н., Сорвачева Г.В., Штинова Г.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: Пособие для студентов.-Г.:Гуманит. Издательский центр ВЛАДОС, 2001.-224с.
- Социальная работа: история, теория и практика: Науч., уч.-метод. Пособие для студентов, магистрантов, аспирантов и специалистов в области социальной педагогики и социальной работы / Харченко С.Я., Картинов Н.С., Ваховский Л.Ц., Картинова В.А., Песоцкая О.П., Покладова В.В. В 2ч.-ч.1.-Луганск, "Альма-матер", 2002.-158с.
- Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведенный / Под общ. Ред. М.А. Галагузовой.-Г.: Гуманит. Издательский центр ВЛАДОС, 2001.-416с.
Тема 2. Проекты, реализующиеся на территории Украины
Цель лекции: Познакомить с социальными проектами, реализующимися на территории Украины: "Социальное образование в Украине", "Диалог", "Нить Ариадны" и др.
Творческое задание: при знакомстве с проектом определить его актуальность, проанализировать цели и задачи, этапы и блоки, механизм реализации
Рекомендованная литература
По проекту "Социальное образование в Украине":
- Практическая психология и социальная работа - №5. - 1998. - с.35-37.
- Губенко А.В. Интервью с координатором Детского христианского фонда Ириной Дмитриевной Зверевой // Практическая психология и социальная работа.-2002.-№5.-с.49-52.
- Зверева И.Д., Лактионова Г.М. Развитие социальной работы и социальной педагогики в Украине // Практическая психология и социальная работа.-2001.-№4.-с.2-6.
- Зверева И.Д. Проект "Социальное образование в Украине": перспективы развития социальной работы / социальной педагогики // Практическая психология и социальная работа.-2002.-№5.-с.20-23.
- Социальное образование в Украине (1997-2001): мнение партнера // Практическая психология и социальная работа.-2001.-№4.-с.7-8.
По проекту "Диалог":
- Справочник классного руководителя из профилактики отрицательных привычек учеников - Х, 2001.
- Формирования привычек здорового образа жизни у детей и подростков. Уч-метод. Пособие - Киев, 2002.
- Профилактика и освобождение от табакокурения детей и подростков - Х, 2002.
- Записная книжка школьника - Х, 2000.
Тема 3. Проект как средство управления деятельностью. Характеристики проекта
Цель лекции: Познакомить с основными характеристиками проекта, на примере готовых проектов уметь выявить данные характеристики в проекте.
Проект как средство управления деятельностью. Характеристики проекта: ограниченность, целостность, последовательность и связность, объективность и обоснованность и др
Творческое задание: в подгруппах на примере готовых проектов выявление данных характеристик в проекте
Рекомендованная литература
- Материалы семинаров ресурсных центров
- Социальные проекты
Тема 4. Постановка, выявление, анализ проблем и возможностей ее решения
Цель лекции: Выявить профессиональные интересы студентов, определиться с проблематикой проекта. Познакомить с этапами: определения проблемы (анализ Силового поля по Курту Левину), анализа, постановки цели и задач.
Циклы исследования деятельности. Этап определения проблемы. Этап анализа проблемы. Анализ силового поля (Курт Леви). Критерии для определения цели. Этап планирования действий
Творческое задание: Индивидуально определиться со своими профессиональными интересами, названием проекта, проблематикой, целью и задачами проекта.
Рекомендованная литература
- Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. М. Союз. 1996.
- Саймон Хакетт Стандарты социальной работы и программы подготовки специалистов социальной сферы: видение проблемы // Практическая психология и социальная работа.-2001.-№4.-с.9-11.
- Бечки, Ш. (1991) Молодежь и помощь несовершеннолетним в США (общественные условия, учреждения и организации) Попытка структурного анализа. Москва. Институт молодежи.
- Леннеер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь населению. М. Институт социальной работы.
- Пинкус, А., Минахан, А. (1993) Практика социальной работы (форма и методы). Москва. Союз. 1994.
- Материалы семинаров ресурсных центров
Тема 5. Взаимодействие с организациями, которые предоставляют гранты
Цель лекции: Познакомить с источниками финансирования проектов, с организациями, которые выделяют гранты на финансирование проектов, реализующихся в Украине.
Получение информации о дополнительном финансировании. Взаимодействие с организациями, предоставляющими гранты на разных этапах реализации проекта
Творческое задание: Познакомиться с наглядным материалом по Фондам (Описательная часть), выявить регион деятельности и цель работы Фонда в Украине, приоритеты, вид и срок помощи.
Рекомендованная литература
- Справочник донорских организаций Адреса: проспект Бажана, 30, кв.8. 02140, Киев, Украина. Фонов./факс (38044) 574-6411, 574-6413 Ел. Почта: office@ccgate.viaduk.net, Veb. http:// www.viaduk.net/ccc,
- Фонд " Возрождения" 04053 Київ вул. Артема 46, МФВ т. (044)4619709 irf@irf.kiev.ua, www.irf.kiev.ua
- Фонд " Возрождения" - бюллетень АГНОС можно получить по электронной почте: office@agnos.com.ua, www.agnos.com.ua, т. (044) 249-36-20 Киев 03037 ул. Образования 4 к. 107 - 110.
- Каталог "Всеукраинская ярмарка социальных проектов, программ и услуг" (Государственный центр социальных служб для молодые)
- Оценка эффективности программы "Здоровья и развитие молодежи" 1997 - 2001 (Украинский институт социальных исследований) / О.О. Яременко, О.Т. Санович, О.Р.Артюх, О.М.Балакирева и др. - ООО "ІМГ "Арт Бат", ООО "Издательство "АІТТОН" - К.:2002. - 96с. (Представительство детского фонда ООН в Украине ЮНІСЕФ)
- www.civicua.org
- www.gurt.org.ua
- www.worldbank.org.ua
- www.ci.org.ua com-in@visla.kharkov.ua
Тема 6. Схема составления и реализации проекта. Структура проекта
Цель лекции: Познакомить со структурой проекта, с аппликационными формами организаций: Мировой банк, Возрождение, UCAN, которые выделяют гранты на финансирование проектов, реализующихся в Украине.
Схема создания и реализации проекта, грантовой программы. График выполнения проекта. Заявка проекта. Структура проекта.
Творческое задание: в подгруппах заполнить одну из аппликационных форм
Рекомендованная литература
- Материалы семинаров ресурсных центров, аппликационные формы проектов разных организаций
- аппликационные формы проектов разных организаций.
- Чорбинский С.И. Социлаьная работа и социальные программы в США. М. Центр общечеловеческих ценностей. 1992.
Тема 7. Оценка как механизм повышения эффективности социальных проектов
Цель лекции: Познакомить с механизмом оценивания проекта на разных этапах его реализации, с оценочными письмами. Сформировать практические умения оценивания проектов
Этапы реализации проекта. Виды оценки на разных этапах реализации проекта. Результаты проекта. Эффективность социального проекта. Варианты оценочночных листов
Творческое задание: самостоятельно заполнить оценочный лист (на выбор) по собственному проекту
Рекомендованная литература
- Материалы семинаров ресурсных центров
Тема 8. Творческое занятие
Цель: Представить свой проект
Творческое задание: В подгруппах заполнить оценочный лист на прослушиваемый проект
|
|
Идея и создание сайта, web-дизайн: Колонтаевская Елена Александровна
Последнее обновление 20.11.2005

|