1. Организационно - методические указания
1.1. Цели и задачи
На современном этапе развития российского общества необходима
гуманитаризация образования, так как чрезмерное интеллектуальное
воспитание в период техногенного XX в. привело к дисбалансу между
эмоционально - образными и логически - волевыми аспектами личности.
Существование российского общества на протяжении 70
послереволюционных лет без психологических знаний, отвергнутых
идеологией, привело к тому, что отрицались многие достижения научной
мысли, не укладывающиеся в существующие идеологические каноны.
Закрытость для российского человека психологических и
психоаналитических знаний, которые активно принял весь
цивилизованный мир, привели к тому, что профессионал, работающий в
сфере "человек - человек" не владел знаниями по закономерностям
развития, становления и взаимодействия человека в социуме.
Именно этим целям служит социальная педагогика.
Задача курса - изучение знаний по становлению социальной
педагогики; пониманию социальной природы воспитания; научных основ
процесса воспитания с учетом особенностей темперамента, его
характера; стадии объектных отношений, которую он проходит в своем
развитии; проблемных факторов в воспитании, понимание особенностей
дисгармоничного воспитания. Кроме того в задачу курса входит
освоение сказочного наследия, с учетом психологического воздействия
отдельных сказок на ребенка, а также изучение графических и
сказочных методов психодиагностики в познании ребенком его
психологических проблем.
1.2. Связь с другими дисциплинами.
Социальная педагогика тесно связана с социальной психологией,
социологией, психологией детства, психоаналитическими знаниями,
культурологией.
1.3 Знания, умения и навыки, которые должен приобрести студент в
результате изучения дисциплин.
Студенты должны приобрести психологические и педагогические знания,
помогающие понимать человека и прежде всего ребенка на любом этапе
его развития, своеобразие его психики, темперамента и характера,
проблемы, с которыми он сталкивается в процессе роста и развития.
Должны научится анализировать основные сказки, освоить ряд
психодиагностических исследо-ваний (психодиагностический тест
"Сказка", "Несуществующее животное", "Рисунок семьи"), которые
помогут понять ребенка, его личностные проблемы и исследовать
своеобразие семьи, в которой растет ребенок.
1.4. Основные виды занятий и особенности их проведения при
изучении дисциплины.
Основными видами являются лекционные и практические занятия.
1.5 Виды текущего, промежуточного и итогового контроля и способы
их проведения.
Текущий контроль - опрос на практических занятиях, проведение
контрольных работ.
Промежуточный контроль - компьютерное тестирование на 6, 12 недели
обучения.
Итоговый контроль - экзамен.
2. Содержание дисциплины.
2.1. Перечень тем лекционных занятий.
Литература:
Обухов Л.Ф. Детская психология
Коноплева Н. А. Искусство воспитания. Конспект лекций.
№ 1. История развития социально - педагогических воззрений в
зарубежной и российской педагогике.
На лекции рассматриваются: Понятие о социальной педагогике, история
ее развития; Педология как синтез психологических, анатомо -
физиологических и социологических подходов к развитию ребенка;
знание глубинной психологии личности и основ психоанализа - путь
научного подхода к процессу воспитания. Теории личности З. Фрейда,
К. Г. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма; Знание о российских психологах,
психоаналитиках и педологах и о их вкладе в социальную педагогику
(Ушинский К. Д., Н. Осинов, Н. Вырубов, Л. С. Выготский, А. Б.
Заклинд и др.).
Контрольные вопросы:
1. Понятие социальной педагогики. История ее становления.
2. Становление педагогических знаний в зарубежной и российской
педагогике.
3. Вклад психологов XIX - XX вв. в развитие педагогических знаний.
4. З. Фрейд о педагогике и воспитании. Значение психоаналитических
знаний для воспитания детей.
5. Вклад С. Холла, К. Г. Юнга, Э. Фромма в педагогику и ее развитие.
6. Развитие социальной педагогики в России. Вклад К. Д. Ушинского,
А. Р. Лурия, О. Ю. Шмидта, В. Ермакова, А. Б. Залкинда в развитие
педагогики.
№ 2. Социальная природа воспитания. Научные основы обеспечения
процесса воспитания детей.
На лекции рассматриваются: Понятие воспитания; Определение
психической реальности; Понятие о человеке как энергетической
системе. Стремление к созиданию и разрушению; Принципы удовольствия
и реальности; Понятие о темпераменте. Типы темперамента, принципы
положенные в основу типологии; Понятие о характере. Типы отношений
в характере.
Контрольные вопросы:
1. Социальная природа воспитания. Истоки социального единства.
Социальные круги.
2. Типы личности в зависимости от развития социальности.
3. Понятие о человеке как энергетической системе. Стремление к
созиданию и разрушению - два основных стремления человека, их
проявление.
4. Принцип желаний и принцип реальности, их понятие. Развитие в
процессе воспитания от принципа удовольствия к принципу реальности.
5. Эго и его формирование у ребенка в процессе воспитания.
6. Определение темперамента. Характеристики темперамента.
7. Типы темперамента, принципы, лежащие в основе типологии.
8. Характеристика холерического и флегматического темпераментов.
9. Характеристика сангвинического и меланхолического темпераментов.
10. Ступени человеческой личности, их характеристика.
11. Принципы и отношения, приводящие к нарушению темперамента.
№ 3. Научная основа процесса воспитания. Воспитание до
рождения.
В лекции обосновывается необходимость эмбриональной педагогики.
Антропологические и этологические исследования особенностей родов и
послеродового развития у обезьян. Рассматривается травма рождения,
как первая травма в жизни ребенка, ее влияние на последующее
развитие. Рассматривается материнская депривация, ее виды и
последствия, критический период первичной социализации.
Контрольные вопросы:
1. Воспитание до рождения, его обоснование научными наблюдениями за
развитием плода. Антропологические и этологические исследования по
этому вопросу.
2. Депривация. Определение, виды, их характеристика.
3. Патологические изменения у детей, перенесших материнскую
депривация, особенности их поведения.
№ 4. Зависимость воспитания от темперамента ребенка.
Неблагоприятные формы воспитания и проблемные факторы в воспитании
детей.
Рассматривается темперамент ребенка и воздействие на него
(темперамент) окружения. Свойства темперамента "трудных" и "легких"
детей. Невроз, как исход проблемного воспитания. Психологические
типы матерей, приводящие к формированию у детей преневротических
радикалов и неврозов. Три стратегии дисгармоничного воспитания.
Особенности и изменение темперамента ребенка при дисгармоничном
воспитании.
Контрольные вопросы:
1. Темперамент. Определение. Зависимость воспитания от темперамента
ребенка. "Трудные" и "легкие" дети.
2. Психологические типы матерей, способствующие формированию у детей
преневротических радикалов и неврозов.
3. Три стратегии дисгармоничного воспитания.
4. Особенности отвергающего воспитания и нарушение темперамента,
возникающие при этом воспитании.
5. Особенности гиперсоциализирующего воспитания, нарушения
темперамента, возникающие при этом.
6. Эгоцентрирующее воспитание, его своеобразие. Результат такого
воспитания.
№ 5 - 6. Психоаналитические теории детского развития. Теория
развития объектных отношений.
Теория развития объектных отношений Р. Спитц, М. Малер, М. Клейн, А.
Фрейд, Д. Сандлер, Д. Винникот. Первая стадия развития - первичное
взаимодействие; Начало диалога - значение адекватного ответа матери
на улыбку ребенка в формировании будущей уверенности в себе и
чувства удовлетворения - неудовольствия. Фаза сепарации -
индивидуации. Подфаза "вылупливания" как основа формирования
базисного доверия. Значение переходных объектов на этом этапе
воспитания (Д. Винникот). Практическая подфаза, ее особенности.
Подфаза "Рапрошман". Первый конфликт амбивалентности. Фаза триадных
отношений. Роль отца. Латентная фаза, ее важность в формировании
личности ребенка. Подростковый период. Особенности и задачи.
Контрольные вопросы:
1. Первая стадия развития ребенка, ее характеристика.
2. Фаза начала диалога, основные чувства, формирующиеся у ребенка на
этой стадии.
3. Третья фаза развития. Подфаза вылупливания, ее значения в
развитии. Переходные объекты, понятие, значение для воспитания
ребенка.
4. Вторая подфаза сепарации - индивидуации, чувства, закладываемые в
этот период.
5. Подфаза "Рапрошман". Первый конфликт амбивалентности, его
значение в развитии ребенка. Роль матери в этот период.
6. Фаза триадных отношений, ее значение в развитии. Роль отца.
7. Латентная фаза и адолесцентный период в развитии ребенка, их
особенности.
№ 7. Развитие и формирование морально - нравственных принципов
и совести ребенка в процессе воспитания.
Понятие о Супер - Эго. Составляющие человеческой совести. Понятие об
интроектах и идеалах. Дифференциация Эго - идеала по Дж. Сандлеру.
Формирование интроекций. Формирование идеалов.
Контрольные вопросы:
1. Фрейд о развитии у ребенка совести. Источник чувства вины.
2. Понятие об интроектах и идеалах как составляющих морально -
нравственных принципов ребенка.
3. Пути формирования интроектов.
4. Формирование идеалов, их истоки.
5. Значение анальной фазы, развития для формирования "Сверх - Я"
ребенка.
6. Супер - Эго на ранней генитальной фазе развития. Причины
трудностей в достижении идеала.
7. Особенности "Сверх - Я" в латентном периоде развитии.
8. Супер - Эго в адолесцентном периоде, его особенности.
№ 8. Сказка как историко - культурное и психологическое
явление. Функции сказочной культуры в индивидуально - личностном
развитии.
В лекции рассматривается значение архаического материала и
культурного наследия тысячелетий для развития ребенка (З. Фрейд и К.
Г. Юнг об архаическом наследии и коллективном бессознательном
человека). Значение сказки для воспитания и социализации.
Исследуются психологические функции сказки. Анализируются основные
сказки, используемые при воспитании российских детей.
Рассматривается значение волшебства для наведения "порядка" в душе
ребенка.
№ 9. Высшие формы поведения человека в свете проблемы
доминантности полушарий.
В лекции рассматриваются особенности функциональной асимметрии
головного мозга, как две реальности в психике: логически - волевая и
эмоционально - образная; изучается значение знаний о доминантности
полушарий в воспитании детей.
Контрольные вопросы:
1. Проблема доминантности полушарий. Характеристика специализации
левого и правого полушарий головного мозга.
2. Характеристика человека с преобладающим развитием левого
полушария.
3. Характеристика человека с преобладающим развитием правого
полушария.
4. Значение гармоничного развития обоих полушарий при воспитании
ребенка.
№ 10. Психосексуальное развитие ребенка.
В лекции дается определение понятию пол и гендер, рассматриваются
стадии инфантильной сексуальности, дается характеристика каждой,
рассматриваются особенности психосексуального развития ребенка в
младенчестве, в периоде упрямства и на фаллической стадии развития,
в период застенчивости и в латентную фазу. Прослеживается возрастная
динамика сексуальных проявлений у детей.
№ 11. Половое воспитание детей.
Дается определение полового воспитания. Обосновывается необходимость
половой социализации. Рассматриваются социо - культурные стереотипы,
сформировавшиеся по отношению к каждой половой роли. Обосновывается
необходимость сексуального образования и все то, что необходимо
знать детям о сексе в различные возрастные периоды.
Контрольные вопросы к лекции № 10 и № 11:
1. Детская сексуальность, ее проявление и особенности в раннем
детстве.
2. Стадии психо - сексуального развития ребенка.
3. Стадии инфантильной сексуальности.
4. Определение пола, полового сознания.
5. Определение полового воспитания. Особенности психо - сексуального
воспитания ребенка.
№ 12. Страхи и тревоги у детей. Возрастная динамика страхов в
процессе воспитания.
В лекции дается определение понятий "Страх" и "Тревога".
Прослеживаются психологические взгляды на страх и тревожность З.
Фрейда и К. Хорни. Рассматривается возрастная динамика страхов.
№ 13. Устранение детских страхов при воспитании.
Рассматриваются условия устранения страхов, изучаются игры,
используемые в преодолении страхов. Прослеживаются особенности
рисования в устранении тревоги.
Контрольные вопросы к лекции 12 и 13:
1. Понятие страха и тревоги, боязни и испуга.
2. Взгляд психологов, психоаналитиков на страх и тревогу. Причины
страха и тревоги по З. Фрейду и К. Хорни.
3. Страх реальный и невротический. Понятие о невротическом страхе и
фобиях.
4. Виды фобий, причины их возникновения.
5. Страхи и боязливость у детей. Возрастная динамика.
6. Значение семьи в возникновении страхов.
7. Способы устранения страхов.