АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ на профилактику
девиантных форм поведения, правонарушений и преступлений среди
несовершеннолетних, убедил нас в том, что она,
во-первых, должна заключаться в воздействии на основные факторы
(социальные, психологические, биологические) формирования
отклоняющихся форм поведения,
во-вторых, проявляться во взаимной заинтересованности и
согласованной работе различных ведомств, министерств и специалистов.
При этом данная работа должна координироваться таким образом, чтобы
определенная группа специалистов включалась в нее на определенной
стадии реализации профилактических мероприятий.
В-третьих, она должна проводиться дифференцированно в отношении
подростков и взрослых, здоровых людей или лиц, неустойчивых в
нервно-психическом отношении.
С учетом вышеизложенного нами была разработана и апробирована
программа по профилактике правонарушений и преступлений среди
несовершеннолетних для малых городов России. Программа состоит из
нескольких взаимосвязанных блоков.
Первый блок и соответственно этап реализации программы связан с
диагностической работой. Силами школьных психологов, социальных
педагогов, учителей, медицинских работников школ, специалистов по
работе с семьей, комитетов общественного самоуправления в
микрорайонах г. Арзамаса проводится комплексное обследование как
подростка, состоящего на учете в органах внутренних дел, так и его
семьи. Названные специалисты заполняют специально разработанные
диагностические карты. Школьные психологи представляют данные о
характерологических особенностях личности подростка, его
интеллектуальном развитии, социометрическом статусе в классном
коллективе. Социальные педагоги дают общую характеристику семьи и
стиля семейного воспитания подростка. Медицинский работник отражает
общее состояние здоровья и перенесенные заболевания. Классный
руководитель характеризует подростка с точки зрения его
успеваемости, общественно-трудовой активности, положения в классном
коллективе, поведения в школе, особенностей интересов и склонностей.
Второй блок (этап) программы связан с анализом информации,
полученной от вышеуказанных специалистов. По результатам этого
анализа составляется подробная медико-психолого-педагогическая
характеристика на подростка и его семью. На основе полученных
характеристик часть подростков может направляться на консультацию к
медицинским специалистам, а из части обследуемых создаются
коррекционные группы. В них отбираются подростки с еще не
сложившимися аморальными установками, деформированными потребностями
и влечениями.
На третьем этапе работы специалисты по работе с семьей в
комитетах общественного самоуправления проводят беседу с родителями
о том, что с их ребенком будет проводиться комплекс мероприятий по
профилактике и предупреждению правонарушений и по возможности
заручаются их поддержкой.
Коррекционный четвертый этап начинается с экскурсии отобранной
группы подростков в воспитательно-трудовую колонию для
несовершеннолетних преступников. Экскурсия проводится по
определенному сценарию, который разработан с учетом психологических
особенностей данной категории несовершеннолетних. Подростка не может
оставить равнодушным перспектива его будущего. Поэтому основным в
«шоковой терапии» будет: «Пойдешь налево — найдешь колонию для
несовершеннолетних, пойдешь направо — найдешь бесчестье, пойдешь
прямо — найдешь удовлетворение и счастье». Причем в зависимости от
«степени трудности» подростков экскурсия может быть различной по
степени эмоциональной включенности. После посещения колонии
подростки, как правило, устремляются в свои территориальные группы,
где обмениваются информацией об увиденном со сверстниками и
эмоционально заражают последних. Учитывая, что эффект от «шоковой
терапии», как правило, бывает кратковременным, в течение 2—3 дней
(но не более), подростка следует оставить наедине со своими мыслями.
Цель данного этапа коррекционной работы — активизация самосознания
подростка, осознание последствий противоправного поведения,
актуализация смысла жизни.
После «шоковой терапии» необходимо без нравоучений помочь
подросткам разобраться в ситуации, сложившейся у него. Поэтому на
пятом этапе предполагается встреча с православным священником, во
время которой он будет беседовать с ним о понятиях добра и зла.
Присутствие педагогов и психологов при этом нежелательно. Цель этого
этапа — воздействие на систему ценностных ориентации, которая
определяет содержательную сторону направленности личности и
составляет основу мировоззрения, отношения индивида к окружающему
миру, к другим людям и самому себе, ядро мотивационной жизненной
активности, жизненной концепции.
На шестом этапе предполагается встреча подростка с психологом,
который проводит с ним беседу и по возможности вскрывает как
межличностные, так и внутриличностные конфликты. Одним из
основных методов психологического воздействия на этом этапе может
быть рациональная психотерапия, в основе которой лежит убеждение.
При ее проведении специалист совместно с подростком должен выяснить
следующие основные вопросы:
1) каким подросток себя считает;
2) каким он хочет быть в оценке окружающих;
3) каким его считают другие;
4) каков он на самом деле;
5) какой ущерб приносит ему неправильное поведение.
В результате у подростка формируются адекватные самооценка,
уровень притязаний и отношение к себе.
Седьмой этап психокоррекционной работы связан с проведением
групповой психотерапии.
При проведении социально-психологического тренинга группа
подбирается таким образом, чтобы из 11 подростков, участвующих в его
работе, шесть соответствовали социальной норме, а пять — состояли на
учете в органах внутренних дел. Причем группа комплектуется таким
образом, чтобы в ней оказались три лидера: двое с просоциальными
ценностными ориентациями, а один — с деформированными. На этом этапе
возможно приглашение добровольцев из числа студентов
психолого-педагогического факультета пединститута. Кроме решения
основных задач тренер на этом этапе должен спровоцировать
столкновение мнений лидеров, цель которого — изменение ценностных
ориентиров у «трудных» подростков в сторону социально одобряемых
ценностей. Тренинг предполагается проводить в течение 6 дней по 4
часа.
Восьмой этап программы связан с проведением семейной
психотерапии. Здесь необходимо, во-первых, выявить характер
внутрисемейных отношений, определить тип неправильного воспитания, а
главное, установить причинно-следственную связь между
психологическим климатом в семье, характерологическими особенностями
подростка и нарушениями его поведения. Встречи с подростком и его
родителями в самом начале психотерапевтической работы проходят
отдельно. Выступая в качестве посредника, психотерапевт выдает для
каждой из сторон только ту информацию, которая могла бы стать
основой для примирения или сближения позиций сторон. Далее
осуществляется групповое обсуждение внутрисемейных проблем с
последующим консультированием.
На девятом этапе предполагается выявление интересов и склонностей
подростков-правонарушителей с последующим определением их либо в
спортивные секции, либо в клубы по интересам по месту жительства.
Последний этап программы — реабилитационный. Он связан с
оказанием психолого-педагогической поддержки как родителям, так и
самим подросткам, прошедшим психокоррекционную программу. Здесь
основную нагрузку несут специалисты по работе с семьей в комитетах
общественного самоуправления микрорайонов. Периодически, не реже
одного раза в месяц, желательно собирать «круглые столы» с
привлечением психологов и педагогов школ, расположенных на
территории микрорайона, где будут разбираться наиболее сложные
проблемные ситуации, связанные с семьей подростка.
Вся программа по реализации данного проекта рассчитана на 8—10
месяцев.
Основные элементы программы были внедрены на базе открытой
средней общеобразовательной школы г. Арзамаса. В 1997 г. учащимися
этой школы было совершено 127 преступлений, что составляло около 70%
от преступлений, совершенных учащимися всех средних
общеобразовательных учреждений. Реализация программы на базе этой
школы дала положительный результат: произошло резкое снижение
преступности. В 1998 г. было совершено всего 18 преступлений, т.е. в
7 раз меньше, чем в предыдущие годы. В дальнейшем количество
преступлений среди учащихся этой школы стабилизировалось на данном
уровне.