Социальная педагогика/социальная работа

http://socpedagogika.narod.ru

"Профилактическая и коррекционная работа с подростками-правонарушителями"

И.ЩЕЛИН, доцент, зав. кафедрой психологии развития Арзамасского государственного педагогического института, член-корреспондент Международной академии' педагогических наук, кандидат психологических наук

  АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ на профилактику девиантных форм поведения, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, убедил нас в том, что она,
во-первых, должна заключаться в воздействии на основные факторы (социальные, психологические, биологические) формирования отклоняющихся форм поведения,
во-вторых, проявляться во взаимной заинтересованности и согласованной работе различных ведомств, министерств и специалистов. При этом данная работа должна координироваться таким образом, чтобы определенная группа специалистов включалась в нее на определенной стадии реализации профилактических мероприятий.
В-третьих, она должна проводиться дифференцированно в отношении подростков и взрослых, здоровых людей или лиц, неустойчивых в нервно-психическом отношении.

С учетом вышеизложенного нами была разработана и апробирована программа по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних для малых городов России. Программа состоит из нескольких взаимосвязанных блоков.

Первый блок и соответственно этап реализации программы связан с диагностической работой. Силами школьных психологов, социальных педагогов, учителей, медицинских работников школ, специалистов по работе с семьей, комитетов общественного самоуправления в микрорайонах г. Арзамаса проводится комплексное обследование как подростка, состоящего на учете в органах внутренних дел, так и его семьи. Названные специалисты заполняют специально разработанные диагностические карты. Школьные психологи представляют данные о характерологических особенностях личности подростка, его интеллектуальном развитии, социометрическом статусе в классном коллективе. Социальные педагоги дают общую характеристику семьи и стиля семейного воспитания подростка. Медицинский работник отражает общее состояние здоровья и перенесенные заболевания. Классный руководитель характеризует подростка с точки зрения его успеваемости, общественно-трудовой активности, положения в классном коллективе, поведения в школе, особенностей интересов и склонностей.

Второй блок (этап) программы связан с анализом информации, полученной от вышеуказанных специалистов. По результатам этого анализа составляется подробная медико-психолого-педагогическая характеристика на подростка и его семью. На основе полученных характеристик часть подростков может направляться на консультацию к медицинским специалистам, а из части обследуемых создаются коррекционные группы. В них отбираются подростки с еще не сложившимися аморальными установками, деформированными потребностями и влечениями.

На третьем этапе работы специалисты по работе с семьей в комитетах общественного самоуправления проводят беседу с родителями о том, что с их ребенком будет проводиться комплекс мероприятий по профилактике и предупреждению правонарушений и по возможности заручаются их поддержкой.

Коррекционный четвертый этап начинается с экскурсии отобранной группы подростков в воспитательно-трудовую колонию для несовершеннолетних преступников. Экскурсия проводится по определенному сценарию, который разработан с учетом психологических особенностей данной категории несовершеннолетних. Подростка не может оставить равнодушным перспектива его будущего. Поэтому основным в «шоковой терапии» будет: «Пойдешь налево — найдешь колонию для несовершеннолетних, пойдешь направо — найдешь бесчестье, пойдешь прямо — найдешь удовлетворение и счастье». Причем в зависимости от «степени трудности» подростков экскурсия может быть различной по степени эмоциональной включенности. После посещения колонии подростки, как правило, устремляются в свои территориальные группы, где обмениваются информацией об увиденном со сверстниками и эмоционально заражают последних. Учитывая, что эффект от «шоковой терапии», как правило, бывает кратковременным, в течение 2—3 дней (но не более), подростка следует оставить наедине со своими мыслями. Цель данного этапа коррекционной работы — активизация самосознания подростка, осознание последствий противоправного поведения, актуализация смысла жизни.

После «шоковой терапии» необходимо без нравоучений помочь подросткам разобраться в ситуации, сложившейся у него. Поэтому на пятом этапе предполагается встреча с православным священником, во время которой он будет беседовать с ним о понятиях добра и зла. Присутствие педагогов и психологов при этом нежелательно. Цель этого этапа — воздействие на систему ценностных ориентации, которая определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу мировоззрения, отношения индивида к окружающему миру, к другим людям и самому себе, ядро мотивационной жизненной активности, жизненной концепции.

На шестом этапе предполагается встреча подростка с психологом, который проводит с ним беседу и по возможности вскрывает как межличностные, так и внутриличностные конфликты. Одним из
основных методов психологического воздействия на этом этапе может быть рациональная психотерапия, в основе которой лежит убеждение. При ее проведении специалист совместно с подростком должен выяснить следующие основные вопросы:
1) каким подросток себя считает;
2) каким он хочет быть в оценке окружающих;
3) каким его считают другие;
4) каков он на самом деле;
5) какой ущерб приносит ему неправильное поведение.

В результате у подростка формируются адекватные самооценка, уровень притязаний и отношение к себе.

Седьмой этап психокоррекционной работы связан с проведением групповой психотерапии.

При проведении социально-психологического тренинга группа подбирается таким образом, чтобы из 11 подростков, участвующих в его работе, шесть соответствовали социальной норме, а пять — состояли на учете в органах внутренних дел. Причем группа комплектуется таким образом, чтобы в ней оказались три лидера: двое с просоциальными ценностными ориентациями, а один — с деформированными. На этом этапе возможно приглашение добровольцев из числа студентов психолого-педагогического факультета пединститута. Кроме решения основных задач тренер на этом этапе должен спровоцировать столкновение мнений лидеров, цель которого — изменение ценностных ориентиров у «трудных» подростков в сторону социально одобряемых ценностей. Тренинг предполагается проводить в течение 6 дней по 4 часа.

Восьмой этап программы связан с проведением семейной психотерапии. Здесь необходимо, во-первых, выявить характер внутрисемейных отношений, определить тип неправильного воспитания, а главное, установить причинно-следственную связь между психологическим климатом в семье, характерологическими особенностями подростка и нарушениями его поведения. Встречи с подростком и его родителями в самом начале психотерапевтической работы проходят отдельно. Выступая в качестве посредника, психотерапевт выдает для каждой из сторон только ту информацию, которая могла бы стать основой для примирения или сближения позиций сторон. Далее осуществляется групповое обсуждение внутрисемейных проблем с последующим консультированием.

На девятом этапе предполагается выявление интересов и склонностей подростков-правонарушителей с последующим определением их либо в спортивные секции, либо в клубы по интересам по месту жительства.

Последний этап программы — реабилитационный. Он связан с оказанием психолого-педагогической поддержки как родителям, так и самим подросткам, прошедшим психокоррекционную программу. Здесь основную нагрузку несут специалисты по работе с семьей в комитетах общественного самоуправления микрорайонов. Периодически, не реже одного раза в месяц, желательно собирать «круглые столы» с привлечением психологов и педагогов школ, расположенных на территории микрорайона, где будут разбираться наиболее сложные проблемные ситуации, связанные с семьей подростка.

Вся программа по реализации данного проекта рассчитана на 8—10 месяцев.

Основные элементы программы были внедрены на базе открытой средней общеобразовательной школы г. Арзамаса. В 1997 г. учащимися этой школы было совершено 127 преступлений, что составляло около 70% от преступлений, совершенных учащимися всех средних общеобразовательных учреждений. Реализация программы на базе этой школы дала положительный результат: произошло резкое снижение преступности. В 1998 г. было совершено всего 18 преступлений, т.е. в 7 раз меньше, чем в предыдущие годы. В дальнейшем количество преступлений среди учащихся этой школы стабилизировалось на данном уровне.

Идея и создание сайта, web-дизайн: Колонтаевская Елена Александровна
Последнее обновление 20.11.2005



Hosted by uCoz