Социальная педагогика/социальная работа

http://socpedagogika.narod.ru

"Почему буксуют наши методики борьбы с наркоманией"

Воспитание школьников - №7 - 2003г. - С. 53-61
Авторы: И.Медведева, Т. Шишова, психологи, г. Москва

  Кажется, сегодня в нашей стране не осталось родителей, которые не были бы обеспокоены проблемой наркомании. И потому любые меры профилактики встречают безоговорочную поддержку. Даже создается впечатление, что это и есть некая точка соприкосновения самых разных общественно-политических сил: всем жалко детей, никто не хочет, чтобы гибла молодежь. Сходятся и на том, что вопросами профилактики наркомании должны заниматься не только медики, но и школа, ведь именно там можно обеспечить наибольший охват детей и дать им нужные установки. Поэтому многие общественные организации и, конечно, Министерство образования предлагают сегодня свои концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами, а специалисты на местах уже разрабатывают соответственные программы, которые все увереннее занимают свое место под небом. Однако печальный опыт последнего десятилетия говорит о том, что не всегда стоит столь доверчиво относиться ко всякой бурной инициативе сверху. Даже если на первый взгляд они не вызывают сомнений в своей гуманности.

Словом, необходимо все-таки разобраться в том, каким же образом будут отваживать наших детей от наркотиков. Но сначала небольшой экскурс в историю, чтобы понять, откуда взялась современная наркотическая контркультура и почему она до сих пор, несмотря ни на какие усилия общественности и милиции, цветет буйным цветом. В ХVШ в. английский королевский дом (и то, что впоследствии стало называться финансовой олигархией) нашел новый источник быстрого обогащения. Таким источником сделалась торговля опиумом. Постепенно власть имущие осознали, что наркотики приносят больше чем деньги. Они также дают возможность их сохранить. Оказалось, что благодаря наркотикам протестную (революционную) энергию молодежи можно направить в нужное русло: молодые уже будут думать ни о несправедливостях мироустройства, ни о бедственном положении масс, а лишь о том, где достать наркотик. Кроме того, психика наркомана довольна быстро становится патологической; человек проникается безразличием к окружающей реальности, весь мир застилает наркотик. Такими людьми легко управлять. Когда же в XX в. англо-американская элита взяла курс на «бархатный геноцид», заявив, что планете; грозит перенаселение, именно наркотизация молодежи стала одним из основных способов «выбраковки лишних». Не случайно именно в 60-е гг., когда влиятельнейшая международная организация под названием «Римский клуб» начала транслировать идею перенаселения, западное общество подверглось первому натиску наркотической контркультуры.

Культура эта возникла отнюдь не стихийно. Она была тщательно спланирована или, как выражаются социологи, смоделирована. Делалось это, в основном, на государственные средства США. К работе были привлечены многие очень известные ныне люди, такие, как философ Маркузе, писатели Сартр и Олдос Хаксли, композитор Лири, поэт Аллен Гинсберг (переводами которого так гордился Андрей Вознесенский), психиатры Юнг, Камерон, этнологи Маргарет Мид, Грегори Бейтсон и многие-многие другие. На Западе все это хорошо известно и многократно описано. Мы же, не имея в советское время доступа к большинству западных источников, только сейчас начинаем делать открытия.

Создатели контркультуры очень точно назвали ее «культурой рока-секса-наркотиков». Именно в этой последовательности происходит втягивание подростков и молодежи в ее орбиту. Сперва они начинают слушать рок-певцов, от музыки и текстов которых растормаживается сфера влечений, Потом, подражая своим кумирам, предаются «свободной любви» (попросту разврату). Старательно подавляемое (чего не сделаешь ради моды) чувство стыда приводит к депрессиям Но депрессию тоже полагается скрывать, иначе, какой ты за крутой?! И потому возникает жажда «оторваться», «улететь».

Зарубежные исследователи поведения наркоманов давно вывели этот алгоритм: В ТЕЧЕНИЕ ГОДА ПОСЛЕ ПЕРВОЙ СЛУЧАЙНОЙ СВЯЗИ ПОДРОСТКИ, КАК ПРАВИЛО, ПРОБУЮТ НАРКОТИКИ. Ну, а дальше все по схеме порочного круга. Возвращение из «дивного мира» вызывает еще более острую «тошноту жизни» (как очень точно назвал это состояние Сартр) Музыка сама по себе и секс сам по себе уже не спасают. Нужны более сильные стимулы. Без «травки» и «колес» не обойтись. Таков же механизм перехода от «легких» наркотиков к более «тяжелым» Дальше психический и физический распад и финал, который наркоман воспринимает как желанное освобождение.

За последние 40 лет Англия и Америка сделали много для распространения рок-секс-наркотической культуры. Можно просмотреть груды подростково-молодежных журналов и тысячи молодежных телепрограмм и убедиться в том, что различия в них носят чисто формальный характер. Ребят усиленно приобщают к рок-секс-наркотической культуре. Как? Прежде всего через жаргон, который так или иначе связан с наркостихией. Слова ведь не просто сочетание звуков. Слово настраивает человека на определенный лад по отношению к реальности. Одно дело сказать: «Я без тебя жить не могу». И совсем другое: «Я от тебя тащусь»... «Он вколол себе наркотик, у него галлюцинаторный бред» — это один образ. А «он заторчал на игле» — совершенно другой.

Огромную роль играют и персонажи, которые подаются в молодежных СМИ. Это отнюдь не летчики-космонавты, не ученые и герои Отечественной войны. Это богема: рок-звезды, топ-модели, художники постмодернисты киноактеры и т.п. В рассказах о них обязательно есть свой «интим», своя «клубничка». В подростках то откровенно, а то завуалированно, но с упорством подогревается сексуальность, которую, исходя из особенностей возраста, разогреть совсем нетрудно. Одновременно прививается «безбашенное», нерефлексивное отношение к жизни, раздуваются эгоизм, претензии к другим при резком снижении самокритики. Всеми способами дискредитируются родители с их «устаревшими» взглядами, И это понятно, ведь именно родители передают детям традиционные модели поведения, традиционную культуру, этику.

Заботятся проводники рок-секс-наркотической культуры и об уровне материалов. В том смысле, что уровень их должен быть как можно ниже. Для одноклеточных! Эго прямо и косвенно способствует оглуплению. Прямо — потому, что голову напрягать не нужно. А косвенно — потому, что дебильный текст воспринимается подростками в качестве эталона. И о каких бы вещах ни шла в тексте речь, все сдабривается смешком, ерничаньем. Причем смех особый: не добрая улыбка, не умная ирония, не «смех сквозь слезы» и даже не уничтожающий сарказм интеллектуала Это тупой, бессмысленный смех над тем, что «прикольно». Вставить серебряное колечко в пупок — «прикольно». Старушка на льду шлепнулась — «прикольно». Кому-то в кино голову размозжили — тоже «прикольно».

До середины 80-х гг. наше государство ставило вполне надежный заслон на пути контркультуры. Если что-то и проникало, то такими крохотными порциями, что не делало погоды. Ну и, конечно, милиция, суд, законодатели, медики выполняли заказ государства на подавление наркомании и наркоторговли. Результат был налицо: наркоманы у нас встречались настолько редко, что большинство людей за целую жизнь их ни разу не видели. Однако с середины 80-х были открыты почти все шлюзы, и контркультура хлынула потоком.

А теперь подумаем, каково же сегодня положение наркомафии в стране: с одной стороны, она уже вроде вошла во власть, с другой — ощущает нарастающий гнев общества... Ведь родители, столкнувшиеся с наркоманией, вовсе не готовы смириться со злом как с непобедимым роком. Надо ли их успокоить? Конечно! Но как этого достичь, ничего не потеряв? Способ есть, и он проверен веками: попытаться оседлать волну народного гнева и направить ее в безопасном для себя направлении. А что в данном случае безопасно? Безопасно переключить внимание с преступника на жертву. Мол, что с наркомафией бороться, она у нас непобедима, как жара летом и снегопад зимой. НАДО УЧИТЬ ДЕТЕЙ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ. Где это лучше всего сделать? Правильно, в школе. А где наибольший охват клиентов? Конечно, там же. Следовательно, вербовка клиентов должна проходить в школе под прикрытием профилактики.

Теперь посмотрим сами программы. Мы проанализировали довольно много методических материалов: Камалдинов Е. и др. «Я хочу провести тренинг»; Антирей-кина Л.И., Дума Е.А., Калашникова Ж.Ю «Методическое пособие по профилактике нарко- и токсикомании в школе»; Дейв Бурроу, Мурдо Байл, Франц Трауман, Юрий Саранков «Программа обучающего курса по профилактике ВИЧ среди потребителей инъекционных наркотиков в Российской Федерации»; «Программа снижения вреда» (голландская секция «Врачей без границ»); «Чей это выбор?» (программа «Перекресток», Российский благотворительный фонд НАН); «Охота на тебя» (выпущено Ассоциацией по борьбе с незаконным оборотов наркотиков).

Но на самом деле вполне можно было ограничиться какой-нибудь одной программой, ибо все они выстроены по очень похожей схеме, стилистика и та сходная. Даже молчат они об одном и том же. Когда-то ходила серия анекдотов про армянское радио, которое отвечало на самые сложные вопросы. В одном из анекдотов говорилось, что армянское радио не может ответить только на два вопроса: «откуда берутся клопы и куда деваются деньги?» Так и «антинаркотические» программы понятия не имеют, откуда берутся наркотики и куда деваются огромные денежные потоки, возникающие в результате их реализации. Почему-то нет в этих программах и правдивого рассказа о том, что почти все подростково-молодежные СМИ последние годы осуществляли, как сейчас принято выражаться, «промоушен» (продвижение) наркотиков в массы. Не говорится там и о роли рок-музыки, с которой начинаются все эти беды! Максимум, что можно встретить, так это упоминание о случаях раздачи наркотиков на дискотеках. Но тут об уголовниках говорится с пиететом. Их называют «торговцами белой смертью». Заметьте, романтизируются и подонки, торгующие отравой, и сама отрава. А в результате вместо брезгливости возникает завороженность злом. И уж ни малейшего отвращения не вызывает в «данных программах образ наркомана. Он такой же, как все, его ни в коем случае не надо сторониться, с ним можно поговорить о жизни, у него есть опыт.

«Желание человека принимать наркотики принимается как факт... К потребителю наркотиков относятся с уважением, как к любому полноправному члену общества», — читаем в программе «Снижение вреда», «Врачи без границ». Это модель «снижения вреда». Она «не дает никаких оценок и суждений, касающихся употребления наркотиков, которое она рассматривает как один из образцов (!) социального поведения . Эта модель не рассматривает потребление наркотиков как что-то «плохое» само по себе... Ну, а в программе «Я хочу провести тренинг» очень доходчиво объясняется, что же такое, это пресловутое снижение вреда: «Достаточно трудно сразу прийти к самому безопасному поведению, А может, человек и не ставит перед собой такой цели... Начинать можно и с небольших изменений. Ниже приводится иерархия снижения риска.
1. Не начинай употреблять наркотики, если начал — прекрати.
2. Если употребляешь наркотики, не делай это инъекционным путем.
3. Если все же вводишь наркотик внутривенно, делай это только новым (стерильным) шприцем.
4. Если нет возможности каждый раз пользоваться стерильным шприцем, по крайней мере, никогда не пользуйся чужим.
5. Если пользуешься чужим шприцем, всегда дезинфицируй его»...

Какое же ледяное сердце надо иметь, чтобы выстраивать такую «гуманную» лесенку вниз для мальчиков и девочек! По этой логике нельзя спасать самоубийц. Разве можно оказывать на человека давление?! Наш гражданский долг лишь снабдить его инструкцией. Если полез в петлю — возьми новую веревку! Нет новой, тогда, по крайней мере, не пользуйся чужой. Если же воспользуешься чужой — не забудь продезинфицировать...

Ничем не лучше оказалась программа «медицинская модель» с ее «гуманизмом». В соответствии с ней «химическая зависимость рассматривается как заболевание, а подверженный зависимости — как человек, страдающий хронической прогрессирующей болезнью». Симптоматично и то, как заявлена основная цель работы по медицинской модели. «Целью является начало выздоровления индивидуума процесса, который длится всю его жизнь». (Простите за корявость текста ) Не правда ли, трогательный дуэт? Одни всю жизнь травят, другие всю жизнь лечат. Оригинальное содружество до самой смерти наркомана.

Педалирование темы болезни, да еще тяжелой, хронической, длящейся всю жизнь, выполняет в подобных программах многоцелевую функцию.

Во-первых, это снимает ответственность с наркомана: «с больного взятки гладки».

Во-вторых, человек, который смеет порицать наркомана, автоматически записывается в разряд злодеев: разве можно порицать несчастного горбуна за его вид? Таким образом, создается перевернутая система ценностей: осуждается не порок, а люди, смеющие этот порок обличать.

В-третьих, внушается, что стать наркоманом может каждый: никто не застрахован от болезни. В «Методическом пособии по профилактике нарко- и токсикомании в школе» прямо говорится, что специалисты рекомендуют бороться с убеждением: «Это не может случиться со мной». Но ведь мы-то знаем, как ведет себя большинство людей, осознав неизбежность какого-то явления? Перестают сопротивляться и покоряются судьбе... Это еще в большей степени относится к подросткам.

В-четвертых, перевод разговора о наркомании в плоскость болезни способствует вербовке новых «больных» еще и потому, что о больном заботятся, его жалеют и ограждают от трудностей. А многим подросткам этого так не хватает! По наблюдениям наркологов, почти у всех наркоманов разлаженные отношения с родителями, чувство одиночества, «недолюбленности». «Заболею — долюбят», не мыслью, а как бы ассоциативной тенью проносится в голове подростка, когда он слышит про тяжелую, хроническую и неизлечимую наркоманию.

В-пятых, концепция наркомании как тяжкой болезни парадоксальным образом ласкает слух родителей. Подспудно «медицинская модель» успокаивает совесть. Разве можно уберечься от гриппа? Ребенок бывает и в школе, и на улице, и в транспорте, и в магазине, и в гостях...
Практически все рекомендации родителям наркомана сводятся к необходимости отвести его к врачу Нет нужды пересматривать свою личную жизнь, пытаться понять, в чем твоя вина, где недосмотрел, чего недодал, может жалел времени на прогулки с сыном.. Теперь все это и многое другое нет нужды анализировать. Нужно просто положиться на врача. Он умный, он посоветует...

Ну и, наконец, в-шестых., «медицинская модель» совершенно исключает поиск и наказание преступников. Только сумасшедший будет доискиваться, кто там распространил вирус гриппа, чтобы его наказать... А между тем источник зла рядом. Это не химера, он, как правило, вполне осязаем. И живет, быть может, в соседнем с вами подъезде, о чем знает полдома. Конечно, в государстве, реально заинтересованном в борьбе с наркоманией, с такими «источниками», прежде всего, разбираются органы милиции. Но и в обстановке попустительства со стороны государства общество все равно имеет в своих руках эффективный рычаг воздействия. Это общественное мнение. Никакому человеку, даже преступнику, не хочется, чтобы на него показывали пальцем как на ублюдка и подонка. И школьные программы могли бы сориентировать подростков на соответствующее отношение к наркоторговцам. Тем более что низовой наркоторговлей, как правило, занимаются их сверстники, т.е, тут даже возрастной пиетет отсутствует. В ребячьем игровом арсенале хватило бы средств для обструкции. Вы только представьте себе, каково пришлось бы малолетнему наркодилеру, если бы мальчишки во дворе относились к нему примерно так же, как герои «Тимура и его команды» к Квакину! Но на это медицинская модель не настраивает.

Напротив, вот какую душещипательную историю предлагается обсудить в одной из вышеперечисленных программ: «Володя и Катя дружат полгода Мальчик хорошо учится в школе, занимается спортом и очень нравится Кате <ухажер хоть куда! Авт >. Однажды во время школьной дискотеки Володя позвал Катю в пустой класс и признался, что в последние два месяца несколько раз вводит себе опий, ему понравилось, и он не считает себя наркоманом. <Конечно, он же отличник и спортсмен. Авт > Володя предложил Кате уколоться и «испытать кайф» Катя, боясь потерять расположение этого друга, согласилась ввести наркотик. Ощущения были великолепными, и на следующий день ее стало тревожить чувство вины и страх того, что она уже стала наркоманкой. <Глупышка, она еще не была знакома с профилактическими программами, в которых старательно развенчивается «миф» о том, что наркоманом можно стать после первого же употребления наркотика. Авт> Катя обратилась к своей однокласснице Свете... Света взяла инициативу в свои руки, заверила Катю, что все уладит, и сообщила о случившемся классному руководителю. Был собран педсовет, вызваны родители Володи. От него отвернулись одноклассники, и только друг Дима оставался рядом. Володя больше не употребляет наркотики и не дружит с Катей. «За читкой рассказа следует обсуждение и «составляется рейтинг персонажей по двум критериям:
1) Кто наиболее симпатичен?
2) Чьи действия были наиболее правильны?»

Только не вздумайте отвечать на поставленные вопросы, не прочитав нижеследующего пояснения: «Ключевые понятия в ходе дискуссии «ответственность» и «дискриминация». Так что Света, которая было показалась вам «ответственной», повела себя неправильно, потому что она «дискриминировала» отличника Володю. И классный руководитель, поднявшая в школе переполох и настучавшая родителям, тоже должна быть осуждена. Ну, а про Катю и говорить нечего... Впрочем, эта ябеда жестоко поплатилась за свое предательство — кукует теперь одна, без такого кавалера.

Надеемся, взрослые читатели еще не совсем забыли свою юность и понимают, какой вывод сделают девчонки после обсуждения этой любовной драмы. Да какой там драмы. В глазах многих девочек переходного возраста случившееся с Катей это не драма, а трагедия. Теперь школьницы будут умнее. Повстречают наркомана — будут помалкивать в тряпочку. И колоться за компанию, храня любовь. Ведь написано же, он не считает себя наркоманом, а «ощущения были великолепными"! Главное, чтобы взрослые ничего не узнали и не вмешались. Они всегда все портят.

Как легко догадаться, истинно Положительный герой этот незатейливый историк мальчик Дима. Он не бросил друга. Сейчас такая мода на права ребенка... (Естественно, не на право быть защищенным от наркоманов, педофилов.) Что ж, на сей счет будет полезно узнать мнение видного подросткового нарколога России, руководителя отделением детской и подростковой наркологии НИИ наркологии А.В. Надеждина. Он говорит о большой опасности общения с теми, кто принимает наркотики: «Каждый наркоман является добровольным распространителем этого яда Так уж эта система устроена. Он просто вынужден втягивать в наркоманию своих друзей, иначе ему не на что будет покупать наркотики».

И не стоит представлять себе эпизоды из советских фильмов, где хороший мальчик перевоспитывает двоечника. Став другом наркомана, Дима почти со стопроцентной неизбежностью столкнется с преступным миром и, втянувшись в его орбиту, тоже станет преступником. Но об этой стороне медали в «антинаркотических» программах ни гу-гу. Более того, под предлогом обеспечения детей достоверной информацией, авторы «профилактических» программ усердно разрушают все мало-мальски охранительные установки, которые обычно дети получают от родителей. Эти установки объявляются «мифами» — небылицами, ложью. Вот они, эти «мифы», перечисляемые в программах:
а) Наркомания — вредная привычка
б) Достаточно раз уколоться наркотиком и станешь наркоманом.
в) Все наркоманы конченные люди. ВИЧ-инфицированные и преступники
г) Наркомания неизлечима.
д) Нельзя выходить замуж за наркомана

Ну, и на чем вы будете строить свою родительскую политику, если детям скажут, что ваше запугивание — ложь И еще снабдят их «статистическими данными, развенчивающими мифы» («Методическое пособие...»). Против науки не попрешь! Да в каждой родительской страшилке есть доля мифологии. Далеко не все наркоманы ВИЧ-инфицированные, и не все они конченые преступники. Но логика детей и подростков строго двоична, она без нюансов, ЕСЛИ говорить им «не все», «не всегда», они будут слышать: «Все не...», «всегда не...». Поэтому, определенная доля охранительной мифологии в данном случае просто необходима. Тем более, что доля эта в случае с наркоманией не так уж и предосудительна.

Можно ли строгому отцу трактовать пристрастие к наркотикам как вредную привычку? По-моему, да! Ведь не полезная же она, в конце концов! Бывает, что человек, единожды уколовшись, становится наркоманом? Бывает! Если ВИЧ-инфекция будет распространяться среди наркоманов с той скоростью, с какой она распространяется сейчас, то через несколько лет практически все наркоманы и вправду станут ВИЧ-инфицированными. А утверждение о преступности наркоманов абсолютно правдиво и на сегодняшний день, ибо продажа наркотиков в немедицинских целях у нас запрещена, следовательно, наркоманы добывают их незаконным, т.е. преступным путем.

Что касается неизлечимости наркомании, то даже наиболее эффективные медицинские методики, по признанию самих наркологов, дают устойчивую ремиссию (избавление от наркозависимости) лишь в 4—6% случаев. Ничего себе, «излечимая болезнь»! А замуж выходить за наркомана действительно не стоит. Может, это не политкорректно и проявление дискриминации, но дочку жалко. Такого муженька и врагу-то не пожелаешь, не то что родной дочери!

Теперь об обучающих играх, которым в программах отводится особое место. Ведь, по мнению авторов, если преподносить материал в игровой форме, он усваивается в более полном объеме.

Например, создатели программы «Я хочу провести тренинг» пишут, что «проигрывание ситуации «во время вечеринки с дачи вернулись родители» позволяет усвоить навык уборки территории в течение 30 сек». Хороши наставники! Учат детей заметать следы к обманывать родителей и еще имеют глупость этим гордиться. Во все времена воспитание детей не мыслилось вне солидарности взрослых; учителей и родителей. Они были (и должны быть!) заодно в порицании детских пороков. Это основа нормального воспитания. Кому выгодно нарушать солидарность взрослых и, напротив, солидаризироваться с детьми в их желании скрыть от родных дурное? Разумеется, преступникам, ведь они таким образом заполучают как жертв, так и подручных. Поэтому педагогам, которые по старинке привыкли доверять методическим материалам, сегодня следует подходить к ним критически и почаще спрашивать себя, кого и для чего они воспитывают.

А вот весьма характерное игровое упражнение «Табу», кочующее из пособия в пособие: «В круг ставится закрытая шкатулка или кувшин с заклеенным горлышком. Ведущий говорит: «Там лежит то, что нельзя», <Сохраняем орфографию оригинала. Скорее всего, эти обороты следствие поспешного перевода с иностранного языка. Авт.> И предлагает каждому как-то проявить себя по отношению к этому предмету. КАЖДЫЙ ПОСТУПАЕТ, КАК СЧИТАЕТ НУЖНЫМ <выделено нами>. Прежде чем разобрать, что подспудно сообщает детям эта простенькая игра, напомним читателям смысл слова «табу» Табу — это особо строгий запрет, который, во-первых, не предполагает рациональных, прагматических объяснений, а во-вторых, не допускает, что по отношению к нему каждый (тем более ребенок!) будет «поступать, как считает нужным». А уж если кто по слабости душевной или по безрассудству нарушит табу, то обязательно навлечет на себя суровую кару. Этот важнейший стереотип присутствует в культурах всего мира и преподносится ребенку с раннего детства в сюжетах множества сказок, мифов, легенд, притч, реальных жизненных историй. Вспомним хоть об Иванушке, попившем запретной водички и ставшем козленочком... Да, наверное, добрая половина всего мирового фольклора дает примеры катастрофических последствий нарушения табу! А тут? Кто хочет, нарушает запрет и со смехом поясняет, почему ему так захотелось. И ничего не происходит, все в порядке! Ребята усваивают, что запрет — это глупый пустяк. А игра, напоминаем, привязана к теме наркотиков...

Теперь пару слов об игре «Ассоциации». Группе школьников дается задание: «Назовите 1 —2 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите «наркотики», «наркомания», «зависимость». После этого все названные ассоциации обсуждаются... и описывается миф о наркомании в нашей культуре, исходя из возникших ассоциаций». Как вы догадываетесь, «мифами» и тут будут названы чуть не все охранительные установки, касающиеся наркотиков. А вот насчет ассоциаций кое-что разъясним. Тут идет работа со сферой бессознательного, а она, понятное дело, начинена отнюдь не только благими помыслами. Кому-то придет в голову ассоциация «смерть», а кому-то, напротив, «кайф», «круто», имя рок-певца или словосочетание «будущее человечества». Тем более что в каждом классе есть дети, которым нравится шокировать публику. Они еще и не такое отчебучат на потеху. А озвученная ассоциация уже вышла на публику. Кто-то на уровне сознания не согласится с тем, что наркотики «будущее человечества», но ассоциацию запомнит. И она вполне может войти в его бессознательное. Туда ведь всякая пакость заходит без спроса. Вот и выходит, что 15-минутная игра в ассоциации — это настоящий сеанс нейролингвистического программирования.

Следующий пример игры с подвохом — «Шприц». «Каждый из участников по кругу предлагает соседу, сидящему слева, уколоться наркотиком... Предлагающий убедительно уговаривает, второй должен аргументирован но отказаться. И так по кругу. В конце обсуждаются удачные и неудачные моменты». Что тут сказать — прямо-таки выездная школа юных дистрибьютеров.

Ну, и на закуску поиграем (целых 15 мин) в игру «Дискриминация». Вот что предлагают нам ее изобретатели. «Участники делятся на пары. Один из пары садится в круг, второй встает за ним. На каждую пару вытрется табличка с надписью, которую могут видеть все, кроме этой пары. Участники должны с помощью вопросов, фраз или комментариев дать понять паре, что написано на табличке. Примеры надписей на табличках: Не могу сдержать сильного полового влечения. Я принципиально не предохраняюсь. Я наркоман. Я алкоголик. Я сделала несколько абортов. Аборты нужно запретить. Я люблю динамить. Я ВИЧ-инфицированный. Я колюсь. Я во всем слушаюсь маму. Я против секса до брака. Я гомосексуалист». Потом, как водится, обсуждение и вывод о недопустимости дискриминации. Позвольте на сей раз обойтись без комментариев. Взопревший от учебно-ролевых игр читатель может задать вполне уместный вопрос: а что на все это скажет Министерство образования? Мы знаем, что оно скажет. Дескать, да, все это ужасное безобразие, но образование-то у нас нынче вариативное, а потому нередки случаи самодеятельяости встречаются недоработки. Но мы здесь ни при чем, Мы разработали прекрасную концепцию. Называется «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде».

Конечно, посмотрим. Как всегда, в таких документах очень много устрашающих цифр, общих слов и обтекаемых фраз. Но если вычленить суть? Основа министерской концепции — читаем в документе -это «стратегия сдерживания», поскольку «ставить сегодня вопрос о полном предупреждении злоупотребления наркотиков <сохраняем все как в оригинале Авт > и избавления от наркомании абсолютно нереально». Так и написано: «АБСОЛЮТНО НЕРЕАЛЬНО»! Четкая, жесткая формулировка! Наркомафия отдыхает Впрочем, не будем ерничать. Вначале узнаем, в чем заключается стратегия сдерживания Сам термин, честно говоря, скорее из военного лексикона. В каких случаях в военных штабах разрабатывают стратегию сдерживания? Когда силы противника преобладают настолько, что о победе не может быть и речи. Заметьте, что «сдерживание» — это даже не "снижение". Следовательно, ставится задача поддержания числа наркоманов хотя бы на сегодняшнем уровне. Но нам известно, что среди наркоманов высока смертность (она даже растет за счет распространения гепатита В, туберкулеза, СПИДа...), А коли так, то для сохранения наркомании на прежнем уровне необходимо довольно существенное пополнение ее рядов. Получается, что сама постановка вопроса ужасна, и педагогам нужно постоянно наращивать темпы наркотизации? Но и это еще не все, что можно сказать о стратегии «сдерживания». По свидетельству специалистов, в процессе наркотизации общества есть определенные закономерности: сначала кривая роста резко подскакивает кверху, а затем наступает стадия относительной Стабилизации, так называемое плато. Именно в этой стадии находимся сейчас и мы. А если так, то получается, что «сдерживание» обеспечивается само собой, безо всяких концепций и программ. Так зачем же, спрашивается, весь этот шум, зачем огород городить? К тому же многократно подтверждалось, что информация о наркотиках оказывает парадоксальное воздействие; чем больше знаешь» тем больше хочется. Особенно это справедливо по отношению к подросткам. Эта закономерность была прекрасно известна советским наркологам, которые строго предупреждали, что информация о наркотических веществах должна быть максимально закрытой.

Но, посмотрим, что пишут дальше авторы министерской концепции по сути, Главной альтернативой наркотизации заявляются его величество «здоровый образ жизни» и, соответственно, — «общечеловеческие ценности». Но ведь все это совершенно в духе рассмотренных выше переводных программ. В них тоже все подается под сладким соусом здорового образа жизни и общечеловеческих ценностей. Вспомним хоть упражнение «Дискриминация», превращающее урок в ужасный шабаш (представьте на минуту те реплики, которые будут отпускать подростки, глядя на упомянутые таблички «я люблю динамить», «я колюсь», их гогот и жесты!). Это у авторов методики и есть утверждение общечеловеческих ценностей: толерантности, терпимости, плюрализма, политкорректности?! Распространяй СПИД, будь гомосексуалистом, занимайся проституцией (весьма корректно поименованной «секс-бизнесом») — ты такой же, как все, мы тебя ни в коем случае не осуждаем. Как, впрочем, и ту дуреху, которая не хочет секса до брака, а то и вовсе слушается маму. Каждый имеет право на свой выбор. «Общечеловеческими ценностями» проникнута и история про Катину любовь к наркоману. Упражнение «Мифы», которое «помогает выработать зрелую и обоснованную позицию в отношении наркотиков» учит ребят не чему иному, как «здоровому образу жизни». Упражнение «Табу», по утверждению авторов программы, «позволяет участникам понять, как они относятся к запретам», которые мешают свободе личности. И упражнение «Шприц» вполне в русле концепции, которая предусматривает «внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от пробы и приема наркотиков».

Как же быть тем, кто по-настоящему борется с проблемой наркотизации? Давайте вспомним об опыте борьбы с курением в одной из самых демократических стран мира, всегда стоявшей на страже свобод и «общечеловеческих» ценностей. В Соединенных Штатах Америки много лет читали профилактические лекции о вреде курения. Результат был даже не нулевым, а прямо противоположным, особенно в подростковой среде. Потом там законодательно запретили курение в общественных местах (а в некоторых штатах даже дома'), начали штрафовать, увольнять с работы. И проблема решена. Теперь американцы практически не курят.

Главное ужесточить законы и строго следить за их исполнением. Без этого во-обще смешно о чем-либо говорить. В Таиланде почти нет наркоманов, потому что есть строгие законы. В Турции конопля растет прямо вдоль дорог, страна открытая дальше некуда, но как только там началась наркотизация молодежи, законы резко ужесточили. Теперь там опять нормальная ситуация.

И наконец, необходимо изменить отношение к наркоманам. Почему-то людей, заболевших чумой или холерой, которые совсем не виноваты в своей болезни, у нас изолируют, и тут никому не приходит в голову кричать о правах человека. А ведь наркоманы, как мы уже говорили, втягивают в свою орбиту множество людей, т.е. они заразны. Естественно, речь идет не о тюрьме, а всего лишь о принудительном лечении, с отмены которого как раз и началось насаждение наркомании в России.

Если выполнить эти два условия, воздух очистился бы настолько, что не потребовалась бы никакая профилактическая педагогика. Именно сюда должны направить свои усилия родители, учителя. По куда же власть будет придерживаться политики «сдерживания», подросткам, конечно, надо давать информацию о наркомании. (Только не из упомянутых переводов с английского и голландского. Надо развивать в себе интеллектуальное и нравственное чутье, чтобы опознавать информационный яд, упакованный в гуманистические фантики, от лекарства.) По-настоящему полезно говорить детям о том, что наркомания — это удел людей недоразвитых, в чем-то недалеких, не знающих, куда себя деть. Если кто-то скажет вам про рок певцов и воротил шоу-бизнеса — ответь те, что ум вообще-то не самая сильная сторона их натуры. На подростков оказываю очень большое впечатление слова о том что наркоманы не знают счастья любви и что все самое интересное в жизни всегда проходит мимо них. Да и люди постоянно отшатываются от них, как от прокаженных. Такие аргументы действуют на молодежь вернее, чем рассказы про то, как по шатнется их здоровье, померкнет взор, об мякнут члены. Это особенность возраста. Болезней и смерти боятся малые дети старики-атеисты. Молодые же люди, входящие в период физического расцвета чувствуют себя неуязвимыми.

Идея и создание сайта, web-дизайн: Колонтаевская Елена Александровна
Последнее обновление 20.11.2005



Hosted by uCoz