В настоящее время есть богатый мировой опыт в области
профилактики зависимостей, оригинальные отечественные программы. Но
попытки решить проблему путем активизации деятельности наркологической
службы страны не приносят должного результата. Причин этому несколько:
1. заинтересованность наркодельцов в доходном бизнесе, их активность в
поиске распространителей и потребителей.
2. низкий материальный и культурный уровень семей, плохое выполнение
воспитательских функций родителями.
3. слабая материально-техническая база наркологических учреждений,
отсутствие постоянного контакта наркологов с коллективами
несовершеннолетних и молодежи.
4. наличие определенных склонностей, черт, свойств и качеств самого
человека, включая генетические, физиологические, психологические,
социальные и нравственные.Особую актуальность приобретает
профилактическая работа среди несовершеннолетних и молодежи, основанная
на знании психологических условий успешного выбора, знании и учете
психологических особенностей характера личности, склонной к
зависимостям. (Поэтому в последнее время было проведено много
исследований с целью изучения особенностей людей, склонных к
зависимостям. По результатам исследований пришли к выводу, что сильнее
всего риск употребления наркотиков выражен у молодежи в возрасте 12-18
лет. В это время молодые люди должны справляться с большим количеством
социальных задач (признание в своей возрастной группе, завязывание
дружеских и партнерских отношений, определение перспективы будущей
профессии, создание собственной шкалы ценностей и этическое самосознание
как основа собственного поведения, создание собственной семьи).
Выделяют 2 группы людей, которые в большей степени предрасположены к
употреблению психоактивных веществ. Выделяют социально уязвимые слои
общества: из неполных семей, за чертой бедности, из семей, ведущих
асоциальный образ жизни, цыганские семьи, беженцы, социальные сироты,
сироты детских домов. Вторая группа - группа риска: лица, имеющие
судимость, освободившиеся из мест заключения, находящиеся под
следствием, демобилизованные «авторитеты», с отягощенной
наследственностью, алкоголезависимые, занимающиеся проституцией,
токсикоманы, психологически неуравновешенные подростки, агрессивные,
потенциальные правонарушители, члены преступных группировок.
Специалисты выделяют следующие черты личности молодых людей, которые
могут повлиять на приобщение к зависимостям:
эмоциональная незрелость, неполноценная психосексуальная организация,
садистские проявления, агрессивность и нетерпимость,
слабые адаптационные способности, .склонность к регрессивному
поведению, неспособность к межличностному общению. Как
правило, не сформировано представление об иных возможностях
проведения свободного времени и занятости самого себя),
отсутствует значимая авторитетная позитивная личность, (в
последствии нередко заменяется лидером асоциальных группировок).
Наркоманы, испытавшие в детстве оскорбления и физические наказания,
обладающие сильным чувством агрессии и садизма по отношению к другим,
употреблением наркотиков избегают дисфорию (злобную тоску). Для того
чтобы молодой человек был способен лучше адаптироваться и преодолевать
трудности, ему необходимо сохранять позитивное представление о себе.
Люди с низкой самооценкой острее реагируют на ту или иную неудачу.
Наркоустойчивость наблюдается также у тех молодых людей, которые
способны к конструктивному поведению в конфликтной ситуации со
сверстниками и взрослыми, которые обладают индивидуальной внутренней
способностью преодолевать стрессовые ситуации, трансформировать их в
различного рода поисковую активность.
Все эти данные учитываются специалистами при построении
профилактической работы. Анализ профилактических программ в мире
показал, что все программы по профилактике учитывают особенности
личности, склонной к зависимостям. Мы познакомились с программами в
зарубежных странах, таких как США, Англия, Шри-Ланка, Германия, Польша,
Австралия. Общим можно назвать раннюю профилактику, ориентированную на
формирование навыков социальной компетентности, помощь в успешном
решении социальных и возрастных задач (см. приложение №1).
В РОССИИ также много программ и проектов, направленных на
профилактику наркомании, в которых есть психологический аспект. Мы
рассмотрели опыт работы города Новосибирска, Москвы, Самары, Омска. В
каждом городе есть организации и учреждения, которые реализуют проекты,
разрабатывают не только программы, но и методические пособия, готовят
специалистов и волонтеров для реализации своих проектов. Одним из
основных компонентов является тренинг, направленный на работу с
психологической предрасположенностью личности молодого человека к
зависимостям (см. приложение №2).
Таким образом, в настоящее время изменился подход специалистов во
всем мире к профилактике зависимостей, в котором основной задачей
является не информирование и запугивание молодежи, а выявление и работа
с определенными склонностями, чертами, свойствами, качествами подростка
или молодого человека, предрасположенного к зависимостям. Практически
все программы направлены на развитие социальной приспособленности,
регулирование стрессов, осознание и развитие положительных свойств
личности, развитие волевых качеств, устранение романтического ореола
вокруг наркотиков. Специалистам важно вовремя выявить
предрасположенность молодого человека к зависимостям, привлечь его к
профилактической работе, заинтересовать и помочь выработать защитные
механизмы к данной проблеме. Это поможет повысить эффективность
профилактической работы, однако важно укреплять материально техническую
базу специалистов, помогать семьям с низким материальным уровнем,
вырабатывать законы, ограничивающие действия наркодельцов и
предпринимать другие профилактические меры.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Зарубежные страны / Психологический аспект в
профилактических программах
США - известны программы позитивного
развития юношества и программа социальной приспособленности, в которых
подростков учат успешно справляться с социальными задачами и проблемами
своего развития, регулированию стрессов, осознанию положительных качеств
личности и формированию целей здорового образа жизни. В университете
Чикаго была разработана профилактическая программа «Модель с
использованием местного лидера». Но наиболее эффективной в США считается
программа ЛСИ - программа формирования жизненных навыков (навыков
сопротивления приобщению к ПАВ).
АНГЛИЯ - в основу профилактической
программы легла модель М.Бекера. Эта модель основана на учете
особенностей принятия решения (7 стадий успешного выбора).
ШРИ-ЛАНКА - эффективно используют
комплексные программы, способствующие становлению здорового образа
жизни, устранению ореола вокруг наркотиков
ГЕРМАНИЯ - широко используют программы,
направленные на формирование ряда защитных факторов: чувство юмора,
внутренний самоконтроль, целеустремленность, хорошие взаимоотношения с
окружающими, уважение норм общества, семьи, школы.
ПОЛЬША - уже много лет ведутся занятия со
школой по игровой программе «Спасибо, нет!» Яцека Моравски, в которой
пропагандистские мероприятия заменились активным действием и
сопереживанием, что в большей степени способствует безболезненному и
осмысленному отказу от вовлечения к употреблению спиртного, табака и
наркотиков.
АВСТРАЛИЯ - программа первичной
профилактики начинается с начальной школы и последовательно реализует
системный подход к антинаркогенному обучению младших школьников.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Российские города / Психологический аспект в
профилактических программах
МОСКВА - была апробирована программа
позитивной профилактики зависимостей и ассоциального поведения, которая
предоставляет не только знание о воздействии ПАВ на организм, но и
развитие навыков общения, принятия решения, повышение самооценки, помощь
в противостоянии давлению сверстников, дает возможность осознания
преимущества здорового образа жизни.
НОВОСИБИРСК - разработаны
методические красочные пособия по профилактике наркомании, ВИЧ-инфекций,
СПИДа, разработаны и реализуются тренинговые профилактические программы
на 1, 3, 7 дней, в которых большое внимание уделяется психологическому
аспекту.
САМАРА - разработана комплексная программа
для подростков и молодежи. Она включает системное психокоррекционное
воздействие, направленное на укрепление психического здоровья,
благополучия, развитие и стабилизацию факторов наркоустойчивости,
минимизацию факторов наркориска психического характера, овладение
психотехнологией, преобразование негативных установок в личности, поиск
индивидуальной и групповой стратегий преодоления переживаний
экзистенционального отчаяния, развитие здорового самосознания.
ОМСК - распространена программа «Равный
обучает Равного», которая основывается на работе волонтеров и использует
опыт зарубежных стран. В адаптационном виде реализуется под названием
«Молодежь против СПИДа». Ближайшая цель программы: научить молодых людей
защитить себя и сверстников, а конечная - изменение поведения молодежи с
целью ориентации на выбор здорового образа жизни (раскрытие личностных
качеств каждого из участников, создание позитивных взаимоотношений в
группе, снятие страха самостоятельного выступления перед аудиторией
сверстников, создание психологических установок на пропаганду полученных
знаний).
Приложение №3.
Компоненты системной профилактической работы по проблемам наркотиков и
зависимостей (Разработка МУ"Социально-досуговый центр
студентов и молодежи").
Компонент №1. Общая воспитательная работа с детьми и
молодежью (уровень проф. работы - первичная профилактика)
1.1 Научение положительным навыкам здорового
образа жизни - Формирование основных навыков культуры поведения,
физической культуры, культуры питания, культуры гигиены и заботы о себе,
сексуальной культуры. Формирование целостного отношения к себе, к
окружающим людям, к миру. Освоение способов эффективного взаимодействия
с людьми и внешним миром .
1.2 Антинаркогенное воспитание - Формирование
у детей и подростков особой личностной структуры антннаркогенной
направленности, предотвращающей обращение к одурманиванию как способу
достижения субъективно положительного состояния и обеспечивающей
возможность реализации потребностей в получении удовольствия за счет
социально ценных источников.
1.3 Положительная пропаганда здорового образа
жизни - Доступная, адресная, открытая, личностно-ценная, адекватная
возрастным, половым, физиологическим потребностям и особенностям,
система информирования, просвещения, включения молодого человека в
сферу услуг и предложений, реализующие потенциал здорового образа жизни.
1.4 Положительная пропаганда возможностей
получения помощи по проблемам наркотиков и зависимости - Открытая,
очевидная, адресная, личностно-ориентированная, адекватная особенностям
детей и молодежи система ориентирования, информирования молодых людей о
возможностях решения возникающих вопросов и проблем.
Компонент №2. Индивидуально-профилактическая
работа по проблемам зависимостей с детьми и молодежью (уровень проф.
работы - вторичная профилактика)
2.1 На уровне учреждения для детей и молодежи ОУ, УДО, КМЖ -
Авторитетная, компетентная, личностно-ориентированная,
конфиденциально-доверительная система отношений:
педагог-консультант-социально-психологическая служба— классный
руководитель-ребенок-родитель. Мобильно реагирующая на проявления
проблем ребенка с наркотиками и зависимостями, осуществляющая функцию
помощи ребенку и семье с проблемами.
2.2 На уровне микросоциума, семьи, социального
учреждения - Доступная, компетентная, личности ориентированная
система отношений: Социальный центр-специалист (психолог, нарколог,
социальный работник), молодой человек - клиент - родители -среда
обитания клиента, формирующая ценностное отношение к проблемам
молодежной среды и возможностям оказания помощи.
Компонент №3 .Оказание медико-пихологической
помощи в лечении к реабилитации детей и молодежи, имеющих проблемы с
зависимостями (уровень проф. работы - третичная профилактика)
Авторитетная, компетентная, личностно-ориентированная система отношений:
учреждение помощи-социальный центр-наркологический диспансер-специалист
(нарколог, социальный работник, психолог), молодой
человек-клиент-родители-среда обитания, формирующая ценностное отношение
к возможностям получения помощи, толерантное отношение к людям, имеющим
проблемы, реализующая функцию помощи молодому человеку, зависящему от
наркогенных веществ.