"ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Шептенко Полина Андреевна,
кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой
социально-педагогических технологий, ученый секретарь диссертационного совета
БГПУ. Научные интересы - социальная педагогика и социально-педагогические
технологии.
|
Проблема подготовки студентов педвуза к
социально-педагогической деятельности обусловлена современной
ситуацией развития общества, для которой характерно обновление всех
социальных институтов и систем.
Как известно, в 90-х годах в России профессия "социальная работа"
была официально зарегистрирована в государственных документах в
нескольких модификациях: социальный педагог, социальный работник,
специалист по социальной работе.
В настоящее время созданы научные школы, проводятся специальные
исследования в области социальной педагогики, формируются различные
модели и технологии подготовки социальных педагогов к
профессиональной деятельности.
Разработкой системы подготовки социальных педагогов занимается
Российская академия образования, педагогические вузы страны
(Московский, Санкт-Петербургский, Ставропольский, Уральский,
Новосибирский, Омский, Барнаульский и др.).
Кафедрой социальной и педагогической технологий Барнаульского
государственного педагогического университета осуществляется
научная разработка различных моделей социально-педагогических
центров, комплексов в условиях региона, осуществляется
профессиональная подготовка социальных педагогов, оказывается
методическая помощь практическим социальным педагогам.
С целью определения реальной картины подготовки социальных
педагогов и выявления проблем, возникающих у студентов, слушателей
факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования (ФПК ППРО), преподавателей педуниверситета в
процессе вузовского обучения, у практически работающих социальных
педагогов в процессе социально-педагогической деятельности был
проведен опрос среди названных категорий в Барнаульском
государственном педагогическом университете и в
социально-педагогических учреждениях Ленинского района города
Барнаула.
Результаты опроса позволяют привести данные в сравнительном
плане. Так, наиболее важными предметами в профессиональном
обучении социальных педагогов
- студенты назвали "Социальную педагогику" (85,5%),
"Психологию" (81%), "Педагогическую технологию" (72%).
- Многие слушатели ФПК ППРО уже работают социальными
педагогами или имеют практический опыт социально-педагогической
деятельности с детьми и взрослыми, поэтому важными признали
"Педагогическую технологию" - 84,6%, но и такие актуальные в
современных условиях для социальной работы учебные предметы, как
"Валеология", "Конфликтология", "Психология управления" - 63,8%
и др. Они считают, что каждый учебный предмет несет свою
смысловую нагрузку, является нужным. Социальные педагоги
считают, что для работающих социальных педагогов целесообразны
курсы повышения квалификации (56,4%), а особенно семинары по
проблемам психологии, валеологии,
медико-социально-педагогическим проблемам (75,2%).
- Практически работающие социальные педагоги считают наиболее
актуальными для изучения учебные предметы: "Общая, возрастная,
социальная, практическая психология" - 84,6%; "Социальная
педагогика", "Валеология" - 65,8%; "Социология" - 37,6%;
"Конфликтология", "Виктимология", "Психотерапия" - 28,2%;
"Культурология" - 18,8%. Актуальными для них являются предметы,
раскрывающие инновационные методики в работе с детьми,
взрослыми, семьями по месту жительства, работу с разными
категориями детей, семей "групп риска".
Преподаватели педвуза ведут практически почти все дисциплины,
вошедшие в учебные планы. Однако, для чтения спецкурсов привлекаются
практические работники комитетов по социальной защите населения,
краевых, городских центров социальной помощи, отделов юстиции,
внутренних дел и другие. В работе со студентами они опираются на
свой собственный опыт, а именно, на опыт работы с молодежью в "
Артеке", опыт сотрудничества с учреждениями дополнительного
образования, опыт школьного учителя и вузовского преподавания, опыт
работы с детьми в детских оздоровительных лагерях в микрорайонах
города. Для преподавания учебных предметов в области организации
социально-педагогической деятельности способствует стажировка в
ведущих вузах страны, Германии и др.
Формы практической связи с учреждениями
социально-педагогической направленности
преподаватели назвали: совместная научно-исследовательская
деятельность в учреждениях социальной защиты, в центрах помощи семье
и детям, в центрах детского творчества, в школах в качестве научных
руководителей, консультантов в рамках экспериментальных площадок;
работа в социально-педагогических учреждениях в качестве сотрудников
на условиях совместительства, организация и проведение
социально-педагогической практики, семинаров,
психолого-педагогических практикумов, личные контакты и др.
Что касается использования наиболее приемлемых технологий
обучения,
- студенты на первое место ставят групповые формы обучения
(90%), затем - фронтальную и индивидуальную работу (72%).
- Слушатели же факультета предпочтение отдали прежде всего
групповой деятельности (72%) и индивидуальной работе (63%).
- Работающие социальные педагоги в социально-педагогической
деятельности используют преимущественно индивидуальные (84%) и
групповые (75,2%) технологии, коррекционные (65,8%) и
консультирование (32,6%), а также психолого-педагогические
тренинги, технологии коллективной творческой деятельности, игро-
и куклотерапии.
На вопрос "Какие проблемы в обучении Вы имеете?"
- и студенты, и слушатели факультета повышения квалификации
отметили "недостаток литературы", "слабая материальная база",
"большой объем изучаемого материала".
- В прохождении практики студентам не всегда удается найти
общий язык с "трудными" детьми,
- для слушателей курсов проблемным является "работа с детьми и
взрослыми с алкогольной и наркотической зависимостью". Студенты
и слушатели отмечают, что они ощущают нехватку знаний для работы
с такого рода клиентами.
- В числе проблем в собственной индивидуальной работе
преподавателями педвуза названы: "недостаточная разработанность
понятийно-терминологического аппарата", "недостаток литературы",
"смещение акцентов в курсовой подготовке на социальные
проблемы", "отсутствие у некоторых преподавателей четкой
самоорганизации"; в подготовке студентов в целом: "слабая
материальная база", "отсутствие специальной литературы", "низкая
мотивация учения у студентов", "определенный крен в область
психологии", что уменьшает долю социально-педагогических
дисциплин.
- В своей деятельности практически работающие социальные
педагоги сталкиваются с проблемами: "слабое
материально-техническое оснащение места работы", "недостаток
специальной литературы". Некоторые респонденты отметили низкий
культурный, психолого-педагогический уровень родителей;
агрессивность, пассивность детей, конфликтность детей и
родителей, жестокое обращение с детьми, алкоголизм родителей,
неумение подростков строить позитивные взаимоотношения с
родителями, учителями, сверстниками; неразвитость общественных
форм вовлечения родителей в процесс воспитания. Требует внимания
отмеченный социальными педагогами "недостаток координационного
инструментария".
Опросник для студентов и слушателей курсов социальных педагогов
содержал вопрос: "В каком поле деятельности Вы хотели бы и готовы
работать?". Ответы были идентичными: работа "с детьми
девиантного поведения", работа в качестве "реабилитолога,
социального педагога-психолога, валеолога, организатора
культурно-досуговой деятельности". Они готовы работать "в
микрорайоне, в школе, детском доме, комиссии по делам
несовершеннолетних". (Система связей кафедры социальной и
педагогической технологий Барнаульского государственного
педагогического университета по организации взаимодействия в
социуме) Важность названных направлений в социально-педагогической
деятельности подтверждают своими ответами практически работающие
социальные педагоги. Большинство респондентов указали наиболее
важными полями деятельности в своей работе: "работа с семьями групп
риска, профилактика социально-педагогической запущенности детей,
работа с детьми девиантного поведения, психотерапевтическая
деятельность (игротерапия, куклотерапия), работа с
детьми-инвалидами, создание условий для полезного досуга".
На основе полученных данных достаточно обоснованно
разрабатываются учебные планы, профессионально-образовательные
программы, по возможности вносятся коррективы в содержание учебных
курсов, социально-педагогических практикумов, педагогической
практики.
В подготовке социальных педагогов большую роль играет
сотрудничество кафедры социальной и педагогической технологий с
социально-педагогическими учреждениями г. Барнаула и Алтайского
края. Так, кафедра в течение ряда лет сотрудничает с Центром
социально-педагогической помощи семье и детям Ленинского района г.
Барнаула. Социальные педагоги - специалисты для осуществления
социально-педагогической деятельности в микросоциуме подготовлены
кафедрой совместно с факультетом повышения квалификации
профессиональной переподготовки работников образования Барнаульского
педуниверситета по заказу администрации Ленинского района г.
Барнаула. Сегодня Центр является базовым для подготовки
социально-педагогических кадров. В совместных планах центра и
кафедры предполагается разработка концепций, семинаров, круглых
столов в рамках социального воспитания детей, молодежи, взрослого
населения.
Наши наблюдения и опыт в процессе подготовки социальных педагогов
к социально-педагогической деятельности позволяют говорить о
необходимости дальнейшего поиска путей сотрудничества педвуза с
различными социально-педагогическими учреждениями.
|
|
|