Социальная педагогика/социальная работа

http://socpedagogika.narod.ru

"ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ"

Л.С.Коржова, м.Херсон

  В условиях происходящих в Украине преобразований, сопровождающихся потерей устоявшихся ориентиров и способов осуществления реальной жизни, выбор нравственных позиций, жизненного кредо, норм поведения становится исключительно сложным и неоднозначным. Ориентации на ценности мирового сообщества, вхождение в европейское пространство и наличие ряда субъективных и объективных факторов, негативно влияющих на формирование идеалов, взглядов, морали и системы ценностей подрастающих поколений, требует качественно нового подхода к организации воспитательной работы среди подростков и учащейся молодежи. Речь идет прежде всего о создании эффективной системы формирования социально значимых ценностных ориентаций во внеурочное время и в процессе целенаправленной деятельности детских и юношеских организаций.

В этой связи обоснование и практическая реализация комплекса мер, направленных на формирование у учащихся иерархии социально-значимых ценностей как основы становления личности и поддержания нормативного порядка в обществе следует считать чрезвычайно актуальным и своевременным. Одним из существенных компонентов такого комплекса является подготовка социальных педагогов-аниматоров, основной задачей которых является осуществление целенаправленной организационно-воспитательной деятельности в открытой социальной сфере, то есть работа с детьми, подростками, юношеством, их родителями. Вместе с тем не снимается "нагрузка" по социализации подрастающей личности и с учителей других специализаций. Поэтому в их профессиональной подготовке чрезвычайно важно предусмотреть овладение механизмом диагностики нравственно-этических позиций и ценностных установок учащейся молодежи. Речь идет о вооружении выпускников педагогических учебных заведений знаниями умениями профессионального выполнения исследования, овладения социологическими и психологическими методами познания, использования психологических категорий и терминов в своей деятельности.

Сложившаяся к настоящему времени практика организации учебной деятельности студентов по-прежнему сохраняет ориентацию на знаниевую, асоциативную парадигму обучения, ориентированную на формирование "среднего" педагога, не вооруженного желаниями и умениями самостоятельного поиска, деятельности исследовательского, творческого характера. Решение задачи подготовки будущего учителя со сформированной методологической и исследовательской культурой, способного к социально-педагогической деятельности, гумманизации социокультурной сферы связано с осуществлением исследовательской работы во время обучения в вузе. Именно вовлечение студентов в активную исследовательскую деятельность обеспечивает формирование у них познавательного интереса, самостоятельности, овладение необходимыми умениями научного поиска, способность применять полученные знания в практике воспитательной деятельности в социуме.

Разработанная в нашем исследовании система включения студентов в научное творчество как важнейшая составляющая профессионально-педагогического образования, основана на едином режиме выполнения научных исследований и обеспечивает поэтапное становление творческой личности будущего учителя.

На первом, вступительном, этапе проводится собеседование профориентационного характера, которое не только создает возможности для раскрытия личности, но и обеспечивает более мотивированный выбор абитуриентами будущей профессии.

На втором, ориентационно-исследовательском этапе (1, 2-й курсы) осуществляется накопление опыта поиска и обработки научной информации, сведений об актуальных, требующих разрешения проблемах в теории и практике педагогики, действующих формах научного творчества в вузе, и выполнении самостоятельных исследований, основанных на анализе и систематизации научной информации.

На третьем этапе, организационно-исследовательском (3, 4-й курсы), происходит становление опыта методологии педагогического исследования, овладение методами, формами и принципами научной работы, приемами преобразования педагогической действительности, которые находят реализацию в выполнении творческих проектов.

Четвертый этап, научно-исследовательский (5-й курс) основывается на общении и систематизации опыта видения актуальных проблем педагогической действительности, социальной педагогики выдвижения гипотез, научной организации исследования и технологии внедрения его результатов, оформление научных исследований, прошедших апробацию в образовательных учреждениях.

В процессе работы наряду с традиционными методами преподавания целесообразно использовать логические и эвристические методы решения творческих задач (синектики, мозгового штурма, эвристических вопросов, ТРИЗ), а также дискуссии, деловые игры, что создает условия для проявления творческой активности, выработки навыков научной интерпретации, эффективного развития познавательного интереса, умений реализовать свое "Я" в продукте, общении, поведении деятельности.

Научный, творческий потенциал будущего учителя наиболее активно развивается в ходе научно-исследовательской деятельности, если: целью профессиональной подготовки будущего учителя выступает становление личности, способной к самореализации и саморазвитию своих творческих возможностей; осуществляется целостная система организации научно-исследовательской деятельности студентов, составной частью которой являются проблемы социально-педагогического характера; реализуется программа поэтапного развития личностного творческого потенциала будущих специалистов, основанная на интеграции знаний о человеке, на потребности в самовыражении и самореализации личности студента.

Дальнейшие исследования будут направлены на то, чтобы, используя найденные в работе теоретические подходы к проблеме, опираясь на разработанный понятийный аппарат, его основные идеи и выводы, проанализировать специфику условий развития профессионального потенциала будущих учителей средствами научно-исследовательской работы в системе непрерывного педагогического образования, и реализовать их в практике высшей школы.

Литература
1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М.:Просвещение, 1990. - 141 с.
2. Гончаренко С.У. Педагогічні дослідження і методологічні поради молодим науковцям. - К.: АПН України, 1995. - 45 с.
3. Шюль М.І. Реформування вищої педагогічної освіти //Освіта і управління. -1997.-№1.-С.39-45.

Идея и создание сайта, web-дизайн: Колонтаевская Елена Александровна
Последнее обновление 20.11.2005



Hosted by uCoz