В условиях происходящих в Украине преобразований,
сопровождающихся потерей устоявшихся ориентиров и способов
осуществления реальной жизни, выбор нравственных позиций, жизненного
кредо, норм поведения становится исключительно сложным и
неоднозначным. Ориентации на ценности мирового сообщества, вхождение
в европейское пространство и наличие ряда субъективных и объективных
факторов, негативно влияющих на формирование идеалов, взглядов,
морали и системы ценностей подрастающих поколений, требует
качественно нового подхода к организации воспитательной работы среди
подростков и учащейся молодежи. Речь идет прежде всего о создании
эффективной системы формирования социально значимых ценностных
ориентаций во внеурочное время и в процессе целенаправленной
деятельности детских и юношеских организаций.
В этой связи обоснование и практическая реализация комплекса мер,
направленных на формирование у учащихся иерархии социально-значимых
ценностей как основы становления личности и поддержания нормативного
порядка в обществе следует считать чрезвычайно актуальным и
своевременным. Одним из существенных компонентов такого комплекса
является подготовка социальных педагогов-аниматоров, основной
задачей которых является осуществление целенаправленной
организационно-воспитательной деятельности в открытой социальной
сфере, то есть работа с детьми, подростками, юношеством, их
родителями. Вместе с тем не снимается "нагрузка" по социализации
подрастающей личности и с учителей других специализаций. Поэтому в
их профессиональной подготовке чрезвычайно важно предусмотреть
овладение механизмом диагностики нравственно-этических позиций и
ценностных установок учащейся молодежи. Речь идет о вооружении
выпускников педагогических учебных заведений знаниями умениями
профессионального выполнения исследования, овладения
социологическими и психологическими методами познания, использования
психологических категорий и терминов в своей деятельности.
Сложившаяся к настоящему времени практика организации учебной
деятельности студентов по-прежнему сохраняет ориентацию на
знаниевую, асоциативную парадигму обучения, ориентированную на
формирование "среднего" педагога, не вооруженного желаниями и
умениями самостоятельного поиска, деятельности исследовательского,
творческого характера. Решение задачи подготовки будущего учителя со
сформированной методологической и исследовательской культурой,
способного к социально-педагогической деятельности, гумманизации
социокультурной сферы связано с осуществлением исследовательской
работы во время обучения в вузе. Именно вовлечение студентов в
активную исследовательскую деятельность обеспечивает формирование у
них познавательного интереса, самостоятельности, овладение
необходимыми умениями научного поиска, способность применять
полученные знания в практике воспитательной деятельности в социуме.
Разработанная в нашем исследовании система включения студентов в
научное творчество как важнейшая составляющая
профессионально-педагогического образования, основана на едином
режиме выполнения научных исследований и обеспечивает поэтапное
становление творческой личности будущего учителя.
На первом, вступительном, этапе проводится собеседование
профориентационного характера, которое не только создает возможности
для раскрытия личности, но и обеспечивает более мотивированный выбор
абитуриентами будущей профессии.
На втором, ориентационно-исследовательском этапе (1, 2-й
курсы) осуществляется накопление опыта поиска и обработки
научной информации, сведений об актуальных, требующих разрешения
проблемах в теории и практике педагогики, действующих формах
научного творчества в вузе, и выполнении самостоятельных
исследований, основанных на анализе и систематизации научной
информации.
На третьем этапе, организационно-исследовательском (3, 4-й
курсы), происходит становление опыта методологии педагогического
исследования, овладение методами, формами и принципами научной
работы, приемами преобразования педагогической действительности,
которые находят реализацию в выполнении творческих проектов.
Четвертый этап, научно-исследовательский (5-й курс)
основывается на общении и систематизации опыта видения актуальных
проблем педагогической действительности, социальной педагогики
выдвижения гипотез, научной организации исследования и технологии
внедрения его результатов, оформление научных исследований,
прошедших апробацию в образовательных учреждениях.
В процессе работы наряду с традиционными методами преподавания
целесообразно использовать логические и эвристические методы решения
творческих задач (синектики, мозгового штурма, эвристических
вопросов, ТРИЗ), а также дискуссии, деловые игры, что создает
условия для проявления творческой активности, выработки навыков
научной интерпретации, эффективного развития познавательного
интереса, умений реализовать свое "Я" в продукте, общении, поведении
деятельности.
Научный, творческий потенциал будущего учителя наиболее активно
развивается в ходе научно-исследовательской деятельности, если:
целью профессиональной подготовки будущего учителя выступает
становление личности, способной к самореализации и саморазвитию
своих творческих возможностей; осуществляется целостная система
организации научно-исследовательской деятельности студентов,
составной частью которой являются проблемы социально-педагогического
характера; реализуется программа поэтапного развития личностного
творческого потенциала будущих специалистов, основанная на
интеграции знаний о человеке, на потребности в самовыражении и
самореализации личности студента.
Дальнейшие исследования будут направлены на то, чтобы, используя
найденные в работе теоретические подходы к проблеме, опираясь на
разработанный понятийный аппарат, его основные идеи и выводы,
проанализировать специфику условий развития профессионального
потенциала будущих учителей средствами научно-исследовательской
работы в системе непрерывного педагогического образования, и
реализовать их в практике высшей школы.
Литература
1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе
высшего педагогического образования. -М.:Просвещение, 1990. - 141 с.
2. Гончаренко С.У. Педагогічні дослідження і методологічні поради
молодим науковцям. - К.: АПН України, 1995. - 45 с.
3. Шюль М.І. Реформування вищої педагогічної освіти //Освіта і
управління. -1997.-№1.-С.39-45.