Мы знаем, где взять кадры. Наши студенты умеют
работать с трудными ребятами. Кадровую проблему в любом регионе
может помочь решить сотрудничество с педагогическими университетами
и вузами. Подготовка социальных педагогов и психологов,
социальных работников, педагогов для системы дополнительного
образования позволяет решать этот вопрос довольно полно. Нам
остается заниматься дальнейшей специализацией наших студентов в
зависимости от тех объектов, где им предстоит трудиться после
получения дипломов нашего вуза, в зависимости от типов тех детей,
которые нуждаются в педагогической и социальной помощи.
Кроме того, мне кажется, имеет смысл вернуться к стандарту
методико-воспитательной работы с присвоением квалификации
"Методист воспитательной работы", тем более, что все равно мы
будем создавать детское методическое объединение такой
специализации. Сама по себе номенклатура специальностей по
социальному и психолого-педагогическому блоку не решает задач, все
зависит от того учебного процесса, в результате которого и
оказывается подготовленным к будущей работе молодой специалист. Но
учебный процесс, как я думаю, начинается не в вузе, а задолго до
поступления в него. Тем более что такие беды, как безнадзорность,
беспризорность, нуждаются в особой заботе, в особом пригляде.
Поэтому набор на те специальности, которые подготовят кадры для
работы с детьми группы "риска", сам нуждается в своеобразной
коррекции. Помимо общей академической успеваемости от будущих
студентов требуется особая настроенность на такую работу. Поэтому,
прежде чем принять ребят на такие специальности, мы работаем с ними
по особой программе в течение двух-трех лет. В результате 75
процентов ежегодно принимаемых на психологические и
социально-педагогические специальности - это профессионально
ориентированные молодые люди, причем почти все они после выпуска
идут работать по полученным специальностям. Это свидетельствует
прежде всего о высокой мотивации тех, кто выбирает работу со
сложными детьми.
Что нам удалось сохранить от прежних времен, так это
непрерывную летнюю педагогическую практику. Практически все
ребята, которые проходят у нас подготовку по специальностям
социально-педагогического профиля, имеют 4 летние педагогические
практики, которые год от года нарастают по динамике, по функционалу
и сложности решаемых задач. Студенты занимают самые различные
должности - от помощника воспитателя до организатора того или иного
лагеря, той или иной службы лагеря. Ежегодно университет проводит 30
тематических смен, что для небольшого университета и для небольшого
региона оказывается очень много. Причем мы имеем при университете
такие профильные лагеря, которые существуют уже чуть ли не по три
десятка лет и из года в год дают нам хорошие кадры воспитателей.
Все социальные группы детей, в том числе и из социальных приютов,
мы пытаемся пропустить через свои лагеря с помощью опять-таки наших
студентов. Это сделать очень сложно, потому что существующие
стандарты высшего педагогического образования не дают нам пока
возможности для такой практической подготовки будущих педагогов, нам
надо посмотреть на перспективу и усилить лабораторный блок.
Педагогика - живая работа, и она требует отработки хорошей реакции у
молодых специалистов.
Очень хорошо у нас получается на последних курсах модульная
целевая подготовка для определенного заказчика, тем более что
перед нашими выпускниками в этом случае уже не стоит проблема
трудоустройства по специальности, их ждут на конкретных рабочих
местах, для которых они подготовлены должным образом.
Одно из важных направлений подготовки - это волонтерство.
Мы очень довольны тем климатом, который сложился в нашем институте
педагогики и психологии, созданном при педуниверситете, потому что
удается найти таких ребят, которые больше всего на свете хотят
посвятить свою жизнь, свое творчество, свои таланты обиженным
судьбой ребятишкам.
Последняя наша акция - 14 университетских театров дали
свои спектакли во всех школах, в приютах, интернатах, колониях
Костромской области, причем 6 из этих коллективов объездили ее самые
дальние уголки. Студенты вернулись довольными, и это самый важный
аспект подготовки специалистов. Есть множество волонтерских акций,
которые идут своей чередой во всех учреждениях - от социальных до
реабилитационных, находящихся под патронажем университета. Волонтеры
великолепно работают с семьями, со школами, с детскими садами.