"Подготовка социальных педагогов в Германии"
Автор: Колонтаевская Елена Александровна
|
С 1908 г. в Германии начата подготовка социальных
педагогов, в начале 70-х годов в Германии начата подготовка
социальных педагогов с высшим образованием.
До объединения Восточной и Западной Германии существовала разница
в подготовке специалистов: В Восточной Германии были четкие
требования к построению обучения и учебные планы. В западной -
специфико-профессиональный подход, упор на передаваемые из поколения
в поколение образовательные цели, традиции, методы обучения. Процесс
обучения должен быть профессиональным институтом социализации для
обучаемых, областью знаний, где представлены разные точки зрения и
позиции, анализируется имеющийся опыт социализации (применительно к
будущей социально-педагогической деятельности). Цель - применять на
практике кооперативные способы деятельности, собственную инициативу,
критические убеждения. Дальше - усиление научной подготовки, анализ
критических теорий, рефлексивное перенесение чужого опыта.
С 1989 года (после объединения Германии) перед учеными встала
задача создания новых учебных направлений в подготовке социальных
педагогов и социальных работников, задача разработки новых учебных
планов, которые были бы ориентированы на будущую профессиональную
деятельность. Возникли новые области социальной педагогики и
социальной работы: менеджмент, социальный анализ, анализ
планирования и оказания помощи детям и подросткам.
В настоящее время система образования ФРГ интегрирована в
общеевропейскую. А именно, все виды учебных заведений задействованы
в реализации программ ЕС, происходит унификация стандартов обучения
стран Сообщества, ориентированная на взаимное признание дипломов.
Система высшего образования Германии включает более 250 вузов.
Ее основу составляют университеты (70 в старых и 28 в новых землях)
и специализированные (профессиональные) вузы (113 в старых землях и
15 в новых). Наряду с ними существуют педагогические, теологические
вузы, высшие школы управления, искусств. Германские вузы являются
преимущественно государственными; лишь в последние годы было создано
несколько частных университетов.
Сегодня подготовка социальных педагогов и социальных работников в
Германии осуществляется в профессиональных и интегрированных вузах,
согласно 3 формам организации обучения:
- Высшие профессиональные учебные заведения по социальному
обеспечению;
- Как область профессионального социального обеспечения или
отдельные направления: социальная педагогика и социальная работа
в высшей школе;
- Как профессиональная область, образовательное направление
или направление высшего профессионального обучения в
интегрированных вузах.
Обучение в специальных (профессиональных) вузах максимально
приближено к практике, все преподаватели обязательно имеют
профессиональный опыт и тесные связи с организациями и фирмами.
Практикуются не только стажировки работников фирм и организаций в
вузах, ознакомление представителей фирм с достижениями науки в
ключевых областях, но и работа студентов и молодых ученых в фирмах,
преподаватели обязаны периодически сами проходить практику в
организации. Происходит обмен учеными, совместное использование
материально-технической базы и т. д.
Абитуриенты редко сразу после школы поступают в высшие учебные
заведения. Они предпочитают сначала поработать и получить некоторый
профессиональный опыт.
В Германии подготовка будущих педагогов во всех землях проходит 2
фазы:
- основная (6 - 8 семестров) включает изучение
общеобразовательных предметов, теоретических курсов по
специальности и педагогических дисциплин.
Дисциплины делятся на общеобразовательные и специальные. На
государственном уровне не существует единых правил построения
содержания образования. Чаще это: методика и дидактика
социальной педагогики и социальной работы, психология,
социология, политика и социальная политика, право, социальная
медицина и психоанатомия, педагогика средств массовой
информации, педагогическое управление и организация, философия и
социальная этика, лечебная и специальная педагогика,
педагогическая профессиональная деятельность.
Вся система обучения в Германии построена таким образом,
чтобы обеспечить студенту максимальную свободу в построении
своего учебного процесса. Все учебные планы носят
вспомогательный и рекомендательный характер. Студент может
выбирать не только предметы, но и последовательность изучения
отдельных учебных курсов в рамках обучения в университете.
В вузах практикуются следующие формы занятий: лекции,
упражнения, просеминары, семинары, оберсеминары, лабораторные.
Присутствие на лекциях является необязательным. Курсовые и
дипломные работы в нашем понимании отсутствуют.
Система учета успеваемости студентов измеряется в семестровых
недельных часах. За 4 года выходит 150 - 160 семестровых часов.
Учет успеваемости осуществляется путем экзаменов, условием
допуска к которым является выполнение нескольких письменных
контрольных работ. Кроме того, студент имеет право сдавать
экзамены как сразу после окончания прочитанного курса, так и
спустя несколько семестров. Например, студент может вообще не
сдавать никаких экзаменов во время Grundstudium, а написать
сразу все экзамены в конце Grundstudium (в конце 4-го семестра).
Правда, такой вариант настоятельно не рекомендуется.
- Вторая фаза- стажировка - для учителей обязательной
школы - от 18 месяцев до 3 лет, гимназии - 2 года, для
социальных педагогов - 2 семестра (1 год) и завершается
экзаменом, после которого студент назначается на должность
штатного преподавателя, педагога, учителя. Считается вполне
нормальным делом то, что многие студенты год или полгода учатся
заграницей. Это даже часто является непременным условием
получения хорошей работы в будущем.
Учебная практика строится с постепенным усилением: от
наблюдения за учащимися, составления характеристик,
анкетирования, посещения семей, присутствия на уроках учителей,
кончая тем, что студенты дают уроки, как обычные учителя.
Большая часть времени отводится социально-педагогической
практике, практике управления. Каждый студент в процессе
практики работает по избранным двум проблемам. Работа
фиксируется, делаются отчеты по итогам практики.
Интересен опыт организации индивидуальной работы со
студентами: работа по проекту; выделение проблем для
исследования; работа с клиентом; реализация намеченного плана;
фиксирование экспериментально-исследовательской деятельности;
рефлексия социально-педагогической деятельности. Участие
студентов в исследовательском проекте дает возможность будущему
социальному педагогу описать ход работы. Он должен обязательно
отрефлексировать свою социально-педагогическую деятельность.
В Германии существует одна ученая степень - доктор наук, которая
присваивается после защиты и полной публикации диссертации в учебном
заведении.
Специфика воспитательной и учебной работы требует от педагога
непрерывного совершенствования своей квалификации, постоянного
пополнения знаний, поэтому в Германии хорошо развита система
повышения квалификации и переподготовки учителей. |
|
|