"Подготовка социальных педагогов в России
и Украине" Автор: Колонтаевская Елена Александровна
Социальная педагогика: кафедры высших учебных заведений России
(с сайта Липского И.А.
http://www.social-pedagog.edu.mhost.ru)
|
Высшее профессиональное образование получают в
высших учебных заведениях по основным образовательным программам,
отвечающим требованиям, установленным Государственным
образовательным стандартом. В системе высшего образования принят ряд
законодательных документов, которые нормативно закрепляют требования
как к системе высшего образования, так и к уровню подготовки
выпускника.
Большую роль сыграло принятие в 1994 году Государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования,
приказ Государственного Комитета СССР по высшему образованию в 1991
году, установившего общие требования к основным профессиональным
образовательным программам и условиям их реализации, нормативы
учебной нагрузки, общие требования к обязательному минимуму
содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным
направлениям и специальностям высшего профессионального образования,
в том числе и по социальной педагогике.
Теоретическое обучение, согласно государственному
образовательному стандарту Российской Федерации, должно составлять
не менее 156 недель. На дисциплины дополнительной специализации
отводится 1000 часов. Государственный стандарт России допускает
изменения для увеличения количества времени для практики за счет
дисциплин дополнительной специализации и факультативов, при условии,
что объем учебной нагрузки студента, включая все виды аудиторной и
внеаудиторной работы, не превысит 54 часа в неделю. Объем изучаемого
курса зависит от учебного плана, который разрабатывается вузом в
соответствии со стандартом высшего профессионального образования. На
дисциплины специального блока согласно стандарту отводится 100
часов. Он включает различные курсы, и поэтому часы могут быть
распределены по-разному.
5 блоков дисциплин:
- общекультурные,
- медико-биологические,
- психолого-педагогические,
- предметный,
- блок дисциплин специализации (по конкретному виду
деятельности).
В 1990 г. с целью организации научных исследований и
подготовки специалистов по социальной педагогике в ряде
педагогических вузов России были открыты отделения, факультеты
социальной педагогики, а позднее была разработана концепция
научно-методического обеспечения процесса подготовки социального
педагога (В.Г. Бочарова, Г.М. Брагин, М.А. Галагузова). Были
разработаны и приняты к реализации более тридцати учебных
программ и специальных курсов по подготовке социальных педагогов
более чем по десяти специализациям.
К теоретическим вопросам науки относятся:
- уточнение объекта и предмета исследования
науки,
- разработка ее понятийно-категориальной
системы, в том числе на основе изучения
становления социальной педагогики за рубежом,
- выявление принципов этих областей научной
деятельности и критериев оценки
социально-педагогических исследований,
- специфики методов исследования науки,
построение концепции социальной педагогики,
- диагностирование и прогнозирование
социально-педагогических явлений,
- исследование содержания, методов и средств,
используемых в деятельности социальных
педагогов,
- взаимосвязь социальной педагогики и
социальной работы, коррекционной и специальной
педагогики,
- разработка технологий деятельности с
различными группами детей в различных
учреждениях.
За последнее десятилетие Россия и Украина
возвращаются в мировое образовательное пространство.
Изучается зарубежный опыт, издается переводная
литература, происходит активный обмен специалистами.
Достаточно много книг, освящающих те или иные
проблемы социальной педагогики, появилось и в
России, Украине, также появилось несколько разных
школ.
Такие ученые-педагоги, как А.И. Арнольдов, С.А.
Беличева, В.Г. Бочарова, Ю.В. Василькова, Б.З.
Вульфов, М.А. Галагузова, В.М. Галузинский, С.И.
Григорьев, В.Н. Гуров, Э.С. Демиденко, Л.Д. Демина,
Т.А. Дмитренко, М.Б. Евтух, В.И. Загвязинский, И.Д.
Зверева, И.А. Зимняя, И.С. Кон, Л.Г. Кузнец, Н.М.
Лавриченко, В.Т. Лисовский, Р.А. Литвак, А.А.
Малько, Л.И. Мищик, А.В. Мудрик, Ф.А. Мустаева, В.О.
Никитин, Л.Я Олиференко, Т.А. Ромм, В.Д. Семенов,
В.С. Торохтий, Л.В. Филиппова, Г.Н. Филонов, М.В.
Фирсов, М.М. Фицула, В.А. Фокин, С.Р. Хлебик, Т.Ф.
Яркина и другие, высказывают в своих работах
авторское видение основ социальной педагогики.
Исследователями высказываются разные точки
зрения, иногда даже противоречивые и диаметрально
противоположные. Это оказывает содействие
неоднозначному толкованию одних и тех же
социально-педагогических фактов, появлению
расхождений в трактовании основных категорий данной
науки.
Созданы научные коллективы: Центр социальной
педагогики Российской академии образования (РАО),
Академия социального образования, Академия
социальных наук, научные коллективы педагогических
университетов в разных городах.
Истоки социальной педагогики можно
встретить в трудах Н. Бердяева, В.С. Соловьева, Л.С.
Выготского, А.Н. Леонтьева, К.Д. Ушинского, П.П.
Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко.
Ведущие понятия социальной педагогики и
социальной работы (социализация, социальная
адаптация, социальная активность, социальное
воспитание, социальная среда и прочие) изучались
Н.П. Бурой, А.Й. Капской, О.Г. Карпенко, П.А.
Клишом, Л.Г. Коваль, Н.М. Лавриченко, М.П.
Лукашевичем, А.А. Малько, И.И. Миговичем, П.П.
Середой, С.Р. Хлебик и другими исследователями.
Вопросам выяснения содержания
социально-педагогической деятельности с подростками
и молодежью посвятили свои работы М.М. Барахтян,
О.В. Безпалько, О.В. Вакуленко, И.Д. Зверева, О.О.
Иванов, Б.С. Кобзарь, Ю.Б. Кузнецов, Г.М.
Лактионова, Н.О. Нарожня, В.М. Оржеховская, В.Ф.
Орлов, Ж.В. Петрочко, И.М.Пинчук, С.О. Покутнева,
Е.П. Постовойтов, Л.А. Романовская, В.М. Сидоров,
В..Г. Слюсаренко, С.В. Толстоухова, И.М. Трубавина,
И.А. Хохленков, А.А. Яременко, М.Д. Ярмаченко и
некоторые другие ученые.
Процесс подготовки социально-педагогических
кадров в учреждениях высшего образования
освещается в роботах М.А. Галагузовой, Р.А. Литвак,
Л.Я. Олиференко, А.В. Мудрика, Г.В. Борозной, Л.М.
Макаровой, С.Г. Максимовой, Л.И. Мищик, В.А.
Полишук, Н.О. Ткаченко, С.И. Ткаченко и некоторых
других исследователей.
В работах русских авторов (Б.М. Бим-Бад, В.Г.
Бочарова, Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова, М.А.
Галагузова, В.В. Дружинин, А.С. Меликсетян, А.В.
Мудрик, М.М. Плоткин, В.Д. Семенов, Г.М. Филонов,
М.В. Фирсов, Т.Ф. Яркина и др.) даются общие
сведения о социальной педагогике как науке и учебной
дисциплине.
Философскому, социологическому и
психологическому осмыслению закономерностей,
принципов и методов научного познания и
педагогического влияния на личность посвящены
работы В.П. Андрущенка, Р.А. Арцишевського, И.Д.
Беха, И.М. Гавриленка, Б.С. Гершунского, М.И.
Горлача, М.С. Кагана, А.Н. Леонтьева, В.С. Лутая,
В.В. Москаленко, О.Л. Скидана, Л.В. Сохань, В.Г.
Харчева и некоторых других.
Необходимость создания института социальных
педагогов в России, их профессиональной подготовки
обосновали исследователи В.Г. Бочарова, М.А.
Галагузова, Р.А. Литвак и др.
Проблемам непрерывного образования
посвящены работы Л.В. Казаковой, В.Д. Семёнова. В
частности разработкой проблем дополнительного
образования занимаются В.Г. Бочарова, М.Г. Бушканец,
В.И. Ерзунов, Н.А. Новосельцева, В.Е. Триодин и
другие.
В исследованиях Б.3. Вульфова, И.А. Зимней, В.С.
Магун, А.В. Мудрик, Т.Д. Шевеленковой, Ю.В.
Васильковой и М.А. Васильковой и др. разработаны
базовые характеристики, квалификационные требования
и функции деятельности социальных педагогов.
Проблемы развития социальной работы в России и
за рубежом, оказания социально-педагогической помощи
детям рассмотрены в работах А.Г. Асмолова, И.А.
Зимней, М.В. Фирсова и других.
Вопросы структуры, содержания и форм работы
социальных служб освещены в трудах Б.Н.
Алмазова, С.А. Беличевой, В.А. Иванникова, В.Д.
Семёнова и других.
Вопросами статуса социального педагога
занимались такие ученые, как Е.И. Холостова., В.Г.
Бочарова ("Педагогика социальной работы"), Т.Г.
Киселева и Ю.Д. Красильников ("Основы
социально-культурной деятельности" - статус
социального работника-организатора досуга) и многие
другие.
Вопросом изучения методологических основ
педагогической науки вообще посвятили свои
работы В. Галузинский, Б. Гершунский, С. Гончаренко,
В. Гмурман, М. Данилов, М. Евтух, В. Крысько, В.
Лутай, М. Никандров, П. Пидкасистый, М. Ярмаченко и
др.
Методологические подходы к теории социальной
педагогики и социальной работы определены в работах
Б. Битинаса, В. Бочаровой, Н. Бурой, Т. Дмитренко,
Э. Дюркгейма, Д. Дьюи, И. Зверевой, И. Зимней, А.
Капской, Л. Кузнец, Л. Мищик, И. Миговича, А.
Мудрика, П. Наторпа, Л. Филипповой и др.
Среди зарубежных авторов, которые сделали
значительный вклад в разработку научных категорий
социальной педагогики, форм социальной работы с
подростками и молодежью и содержания подготовки
специалистов для социальной работы следует назвать
А. Станеева, В. Фаче, Т. Шанина и некоторых других.
Как свидетельствует анализ научно-педагогических
источников, термин "социальная педагогика" и
на сегодняшний день не имеет однозначного толкования
среди ученых и признается далеко не всеми
исследователями. Например, в Польше существует
понятие "общественная педагогика", которая
изучает вопрос теории и практики воспитания личности
в микросоциуме.
Следует указать, что отдельные русские ученые
также отказываются от понятия "социальная
педагогика".
Например, В.П. Бочарова и В.В. Краевский предлагают
ввести термин "педагогика в социальной работе".
Однако большинство ученых (М.А. Галагузова, А.А.
Малько, В.О. Никитин и др.) утверждают, что в
словосочетании "социальная педагогика"
прилагательное "социальная" выступает в качестве
ключевого понятия и подчеркивает специфику
педагогического знания.
В раскрытии сущности социальной педагогики как
самостоятельной области педагогического знания
среди ученых существуют два основных подхода:
- Одна группа исследователей (А.В. Басов, Н.П.
Бурая, Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, А.Й.
Капская, В.О. Никитин, Л.В. Филиппова и др.)
рассматривает социальную педагогику как науку о
закономерностях социализации личности.
Например, Басов А.В. определяет ее как
науку, исследующую влияние социальных факторов
среды на социализацию подрастающего поколения,
разрабатывающую и реализующую эффективную
систему мероприятий по оптимизации воспитания на
уровне личности, группы и территории с учетом
конкретных условий социальной среды.
- Другая группа ученых (И.Д. Зверева, Л.Г.
Кузнец, А.О. Малько, Л.И. Мищик, А.В. Мудрик,
В.Д. Семенов, С.Р. Хлебик, Г.М. Филонов, л.А.
Штефан и др.) сводит социальную педагогику к
науке о социальном воспитании.
Так, по мнению Л.А. Штефан, социальная
педагогика - наука о сущности, закономерности и
тенденции воспитания в разных социальных
институтах (в том числе, в школе, внешкольных
учреждениях и т.п.).
Семенов В.Д. дает следующее определение
социальной педагогики - наука о воспитательных
влияниях социальной среды.
Мискас Х. определяет ее как научную
дисциплину, раскрывающую социальные функции
общей педагогики и исследующую воспитательный
процесс во всех возрастных группах. Социальная
педагогика - отрасль педагогики, которая изучает
социальное воспитание человека.
Некоторые ученые пытаются эти подходы объединить.
Мудрик А.В. определяет социальную педагогику как
- отрасль педагогики, исследующую социальное
воспитание в контексте социализации.
В немецкой литературе до сих пор также можно
встретить два определения, хотя чаще всего
используется второе определение.
- Представителями одного направления были К.
Магер, П. Наторп, Е. Борнеманн, Ф. Шлипер, Д.
Пегелер и другие, которые рассматривают
предпосылки, методы и средства воспитания
человека в обществе, для общества, через
общество.
Пауль Наторп рассматривал социальную
педагогику как часть, аспект общей педагогики и
считал ее педагогикой для всех молодых людей,
задача которой - воспитание в молодежи начал
солидарности и общественности.
Е. Борнеманн рассматривал ее как науку,
объединяющую лечебную, экономическую педагогики
и др., а ее задачу видел в способствовании
индивидуальной самостоятельности в социальных
группах и социальной общности, заботе о культуре
и гуманистическом развитии общества.
- Другой подход отражен в трудах А.
Дистервега, Г. Ноля, Г. Боймер, К. Молленгауэра.
Сущность термина "социальная педагогика" А.
Дистервег сводил к социальной работе, под
которой понимал помощь сиротам и вдовам.
Герман Ноль видел задачу социальной
педагогики в экстренной помощи, которая
необходима в экстренных случаях, когда семья и
школа по каким-либо причинам выполнять свои
функции не могут.
Гертруда Боймер, в отличие от сторонников
первой точки зрения, считала социальную
педагогику не принципом, а составной частью
педагогики. Все, что не относится к семье и
школе - есть проблема социальной педагогики.
К. Молленгауэр также считал, что если
отдельные общественные институты не в силах
решить проблему ребенка, то социальная
педагогика должна решать конкретные проблемы
ребенка, возникающие в процессе развития и
включения в общество подрастающего поколения.
В 60-е годы это направление окончательно
складывается как теоретическое осмысление и
обоснование социального воспитания как помощи
детям, внешкольная работа по месту жительства,
воспитательная работа в домах ребенка.
Ученые рассматривают социально-педагогическую
науку:
- как интегративную область знаний,
- как прикладную науку, которая ограничивается
только осуществлением социальной работы и
- как область педагогического знания.
"Во взглядах ученых на педагогику, -
отмечает В.О. Сластенин, - в прошлом и настоящем
существуют три концепции, в соответствии с
которыми педагогика определяется, как:
междисциплинарная область человеческого знания;
прикладная дисциплина и относительно
самостоятельная дисциплина, которая имеет свой
объект и предмет изучения".
М.А. Галагузова определяет социального
педагога как "специалиста, организующего
воспитательную работу с детьми в разных
социокультурных средах. Социальный педагог
изучает o психолого-педагогические особенности
личности и окружающей его микросреды, выявляет
интересы и потребности, отклонения в поведении,
конфликтные ситуации и оказывает своевременную
социальную помощь в поддержке обучающимися и
воспитанникам, выступает посредником между
личностью и образовательным учреждением, семьей,
средой, органами власти".
В наиболее общем виде объект науки -
сфера деятельности, на которую направлен процесс
познания, а предмет - то, что исследуется
в зависимости от объекта.
Так, в "Философском энциклопедическом
словаре" отмечается, что "основное структурное
отличие предмета от объекта состоит в том, что к
предмету относят лишь главные, наиболее
существенные качества, свойства и признаки".
В качестве объекта социально-педагогической
науки ученые выделяют:
- ребенка (М.А. Галагузова);
- человека и общество (В.О. Никитин);
- процесс развития человека в социуме
(Г.М. Филонов);
- человека и среду (Б.З. Вульфов).
Объектом данной науки является
социально-педагогический процесс, так как он, в
отличие от педагогического, осуществляется не
только в школе, а преимущественно вне школы, в
широком социальном окружении ребенка (семье,
микрорайоне и т.п.).
Такое разное толкование объекта
социально-педагогической теории связанное с
недостаточной объяснимостью данной категории и в
общей педагогике. В частности, В.В. Краевский и
сегодня ставит вопросы об определении объекта
педагогики как науки.
Предмет науки - результат
теоретического абстрагирования, которое
разрешает выделить существенные стороны,
закономерности развития и функционирование
объекта, который исследуется.
В зависимости от предмета исследования, все
науки делятся на общие (философия) и специальные
(которые изучают природу или общество, или их
взаимодействие). Уже исходя из данной
классификации, можно утверждать, что социальная
педагогика - специальная наука, которая имеет
свою теорию и результаты которой проверяются на
практике, о чем свидетельствует многолетний опыт
организации социальной работы как в Украине, так
и в других государствах мира.
В качестве предмета социальной педагогики
ученые определяют:
- открытую систему воспитания (Л.И.
Мищик);
- социальное воспитание (Г.М. Филонов);
- человека как общественное существо (А.И.
Арнольдов);
- воспитание как общественное явление
(В.Д. Семенов);
- содержание и закономерности процесса
социализации М.А. Галагузова; А.Й. Капская);
- влияния окружающей среды на личность
(А.А. Малько);
- воспитательные силы общества (А.В.
Мудрик);
- теорию и практику обучения и воспитание
(Ю.В. Василькова);
- группу, общество (Н.П. Бурая).
Итак, социально-педагогическая наука
исследует сущность, закономерности и
принципы воспитания в разных социальных
институтах, разрабатывает методику
социально-педагогической работы, ее
содержание, организационные формы, методы и
приемы. Предметом являются закономерности,
принципы и методы социально-педагогического
процесса.
Под научной целью данной области знаний
ученые понимают:
- интеграцию знаний о социальной
природе личности (А.Й. Капская, Л.И.
Мищик);
- координацию и разработку
методологических подходов и
социально-педагогических технологий
(Г.М. Филонов);
- отрабатывание парадигмы социального
воспитания (А.И. Арнольдов);
- содействие развития человека,
реализации его способностей и задатков в
плюралистическом гражданском обществе
(И.Д. Зверева);
- научно-педагогическое обеспечение
социальной работы (А.В. Мудрик).
Одна группа исследователей (А.Й.
Капская, Л.И. Мищик, А.В. Мудрик, Г.М.
Филонов) цель социальной педагогики
рассматривает как разработку
теоретических основ данной науки.
Другая (А.И. Арнольдов, И.Д. Зверева) -
особое внимание обращают на содержание
социально-педагогической деятельности.
Цель социально-педагогической
науки состоит в определении
объективных закономерностей и тенденций
воспитания личности в разных социальных
институтах (системах) и целенаправленном
применении их на практике.
Цель социальной педагогики
конкретизируется задачами данной
науки.
В науковедении существует много
классификаций их по разным признакам.
Особое значение для
социально-педагогической теории и
практики имеет группировка задач по
времени выполнения. В соответствии с
этой классификацией задачи
социально-педагогической науки можно
поделить на постоянные и временные.
Постоянные задачи:
- осуществление социальной
адаптации человека;
- обеспечение социализации как
интегрированного процесса
становление и развития личности;
- анализ и осмысление основных
уровней социализации личности;
- организацию и обеспечение
междисциплинарных связей социальной
педагогики и междеятельностных
связей социально-педагогических
технологий;
- раскрытие принципов данной науки
и изучения тенденций их развития;
- изучение и анализ
социально-педагогической теории и
практики зарубежных стран;
- выяснение методологических основ
социальной педагогики;
- разработку теории и методики
воспитания личности в социуме;
- исследование закономерностей
взаимодействия личности и социума;
- поиск методов и средств
предупреждения проблем;
- выявление и обоснование путей
устранения причин, которые порождают
эти проблемы;
- разработку собственных
социально-педагогических форм и
методов воспитания;
- организацию научных
исследований, конференций и
семинаров из проблем социальной
работы;
- издание научной и методической
литературы;
- обобщение исследований других
наук по проблеме взаимодействия
человека с обществом и некоторые
другие.
Л.И. Мищик эти задачи разделяет на
научные и практические.
Функции науки определяются в
зависимости от конкретных целей и задач,
которые стоят перед ею.
В современной науке существует
классификация функций по разным
признакам:
- общность предмета и цели
исследования
(теоретико-познавательные и
прикладные);
- методы, которые применяются при
прогнозировании и конструировании
социально-педагогических моделей
(функции описательные, объясняющие,
прогностические, преобразующие и
др.);
- общность и специфика выхода
социальной педагогики в разные сферы
жизни (общепедагогические и
специфические);
- временя (долгодействующие и те,
которые определяются особенностями
определенного этапа развития или
особенностями социальной ситуации);
- связи с социальной работой и
социальным воспитанием
(общесоциальные, межотраслевые и
отраслевые).
Существуют и другие подходы к
классификации функций
социально-педагогической науки. В
качестве ведущих функций
педагогики как науки ученые
выделяют:
- коммуникативную и
гносеологическую (познавательную)
(В.Е. Гмурман);
- гносеологическую
(теоретико-познавательную),
организационно-воспитательную,
регулятивно-профилактическую,
информационно-коммуникативную,
социоинтегративную,
аналитико-прогностическую (И.И.
Мигович);
- теоретико-познавательные и
прикладные (Г.М. Филонов);
- познавательную, объяснительную,
практическую, прогностическую и
мировоззренческую (В.М. Лавриненко);
- описательную, диагностическую,
объяснительную,
проективно-конструктивную,
прогностическую, преобразующую,
критериально-оценочную,
коррекционную (Б.С. Гершунский);
- теоретико-познавательную,
прикладную и гуманистическую (А.В.
Мудрик);
- общетеоретическую, практическую
и прогностическую (Т.А.
Стефановская);
- теоретическую и технологическую
(В. Сластенин, И. Исаев, А. Мищенко,
Е. Шиянов);
- описательную, объяснительную и
предусмотрение (П.И. Пидкасистый);
- теоретическую и практическую
(Ю.В. Василькова).
Теоретические функции
социальной педагогики реализуются на
трех уровнях:
- описательном и объяснительном -
изучение и обобщение передового
опыта социального воспитания и
объяснения источников возникновение
и генезиса научных знаний в
социально-педагогической сфере;
- диагностическом - выявление
состояния социально-педагогических
явлений, эффективности деятельности
социального педагога и
воспитанников, установление условий
и причин, которые их обеспечивают;
- прогностическом - познание
принципов и способов
социально-педагогического
прогнозирования и построения моделей
преобразования действительности.
Технологическая функция
предусматривает также три уровня
реализации:
- проективный, связанный с
разработкой соответствующих
методических материалов (учебные
планы, программы, рекомендации,
учебники и пособия);
- преобразующий, направленный на
внедрение достижений
социально-педагогической науки в
деятельность социального педагога с
целью ее усовершенствования;
- рефлексивный и корректирующий,
предусматривает оценку влияний
результатов социально-педагогических
исследований на организацию
социальной работы и следующую
коррекцию научной теории в
соответствии с практической
деятельностью.
В вузах России осуществляется система мероприятий
Минобразования РФ и РАО, связанных с подготовкой специалистов
для социальной сферы: работа в УМО по социальной педагогике и
социальной работе, разработка государственного образовательного
стандарта по специальностям, научные исследования РАО по
программе "Социальная педагогика", симпозиумы, конференции, в
т.ч. и международные, подготовка заявок на гранты. Это дает
возможность повысить качество подготовки специалистов и
осуществлять научно-исследовательскую деятельность.
Так, на кафедре Тульского государственного университета
ведется научно-исследовательская работа по следующим темам:
"Совершенствование подготовки социальных педагогов и социальных
работников в педвузе" (Программа РАО с 1993 по н.в.).
"Медицинская и социальная помощь населению после катастрофы:
междисциплинарная образовательная программа" (с 1999г. по н.в.
Грант Британского Совета). "Региональная модель подготовки
социальных работников в педвузе" (грант Минобразования РФ).
"Развитие толерантности в деятельности детских общественных
объединений" (грант фонда "Новые перспективы"). "Социальная
работа с пожилыми" (гранты института "Открытое общество", Союза
"Тула-Олбани"). 23-25 апреля 2002 года на базе университета
планируется международная конференция "Успехи в геронтологии в
России и США", в которой примут участие ведущие
специалисты-геронтологи двух стран.
Преподаватели вузов РФ проходят стажировку по специальностям
"социальная педагогика" и "социальная работа" в США, Израиле,
Венгрии, Германии, поддерживают связи с преподавателями всех
вузов РФ, ведущих подготовку студентов по этой специальности.
Кафедры вузов, ведущих подготовку социальных педагогов, тесно
сотрудничают с Институтом педагогики социальной работы РАО,
участвуют в проведении исследований по программе РАО "Социальная
педагогика"; Союзом социальных педагогов и социальных работников
(президент А.Н.Дашкина); Всероссийской ассоциацией
преподавателей высших школ социальной работы (президент
В.А.Фокин). Имеет договорные отношения с управлением образования
и управлением социальной защиты Управы своего города по
организации совместной деятельности УМО по социальной работе;
Минобразования РФ; Общественными организациями, занимающимися
вопросами социальной сферы по выполнению заданий и работ по
грантам, с социально-педагогическими учреждениями, с факультетом
повышения квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования.
Учебный процесс начинается не в вузе, а задолго до
поступления в него. Поэтому набор на те специальности, которые
подготовят кадры для работы с детьми группы "риска", сам
нуждается в своеобразной коррекции. Помимо общей академической
успеваемости от будущих студентов требуется особая настроенность
на такую работу. Поэтому, в Костромском государственном
педагогическом университете работают абитуриентами по особой
программе в течение двух-трех лет. В результате 75 процентов
ежегодно принимаемых на психологические и
социально-педагогические специальности - это профессионально
ориентированные молодые люди, причем почти все они после выпуска
идут работать по полученным специальностям. Это свидетельствует
прежде всего о высокой мотивации тех, кто выбирает работу со
сложными детьми. В Костромском государственном педагогическом
университете получается на последних курсах модульная целевая
подготовка для определенного заказчика. Перед выпускниками в
этом случае уже не стоит проблема трудоустройства по
специальности, их ждут на конкретных рабочих местах, для которых
они подготовлены должным образом.
http://www.ug.ru/?action=topic&toid=2798
Подготовка социальных педагогов в Красноярском
Государственном университете строится с учётом требований
социальной ситуации, включает большой блок общекультурных,
психолого-педагогических и специальных дисциплин, что позволяет
молодому специалисту работать в различных сферах деятельности.
Будущие студенты осваивают техники социального исследования,
позитивного взаимодействия, ведения переговоров, методы
проведения социально-психологических тренингов, организации
связей с общественностью. Кроме того, выпускники специальности
получают дополнительную квалификацию "Практический психолог в
образовании" или "Специалист по связям с общественностью". К
преподаванию на факультете привлечены крупные ученые,
специалисты из краевой и городской администраций, телекомпаний и
рекламных агентств. Есть договоренности о приглашении к
преподаванию специалистов из Германии, США, Великобритании.
Социальная педагогика: кафедры высших
учебных заведений России
(с сайта Липского И.А.
http://www.social-pedagog.edu.mhost.ru)
Кафедра социальной педагогики и
психологии психолого-педагогического
факультета Астраханского
государственного университета.
Заведующая кафедрой - Палаткина Галина
Владимировна, доктор педагогических
наук, профессор.
Кафедра социальной педагогики и
методики воспитания Астраханского
областного института усовершенствования
учителей. Заведующая кафедрой -
Мясоедова Е.А., кандидат педагогических
наук, доцент.
Кафедра социальной педагогики факультета
социальной педагогики и психологии
Биробиджанского государственного
педагогического института.
Кафедра социальной педагогики
исторического факультета Воронежского
государственного педагогического
университета. Заведующая кафедрой -
Шакурова М.В. Кафедра социальной
педагогики и психологии факультета
философии и социальных технологий
Волгоградского государственного
университета. Заведующий кафедрой -
Вырщиков Анатолий Николаевич, доктор
педагогических наук, профессор.
Кафедра социальной педагогики и
социальной работы педагогического
факультета Вятского государственного
гуманитарного университета.
Заведующая кафедрой - Зевахина Фарида
Рамзиевна.
Кафедра социальной педагогики и
управления образованием педагогического
факультета Института психологии,
педагогики и социальной работы
Дальневосточного государственного
университета. Заведующая кафедрой -
Чупрасова Валентина Ивановна, кандидат
педагогических наук, доцент.
Кафедра социальной педагогики и
психологии Иркутского
государственного педагогического
университета. Заведующая кафедрой -
Долгоаршинных Зинаида Михайловна.
Кафедра социальной педагогики и
психологии Комсомольского-на-Амуре
государственного педагогического
университета. Заведующий кафедрой -
Шумейко Александр Александрович.
Кафедра социальной педагогики
Социально-педагогического института
Кубанского государственного университета.
Кафедра социальной педагогики
социального факультета
Магнитогорского государственного
университета. Заведующая кафедрой -
Сычкова Наталья Владимировна, доктор
педагогических наук, профессор
Кафедра социальной педагогики
Московского гуманитарного
педагогического института.
Заведующая кафедрой - Глухова Марина
Федоровна, кандидат педагогических наук.
Кафедра социальной педагогики и
инновационных педагогических технологий
Гуманитарно-художественного института
Нижегородского государственного
архитектурно-строительного университета.
Заведующая кафедрой - Филиппова Людмила
Васильевна, доктор философских наук,
профессор
Кафедра социальной педагогики и
предметных методик начального
образования психолого-педагогического
факультета Нижегородского
государственного педагогического
университета. Заведующая кафедрой -
Сорокина Татьяна Михайловна, кандидат
психологических наук, доцент.
Кафедра социальной педагогики факультета
психологии и педагогики Омского
государственного педагогического
университета. Заведующий кафедрой -
Маврин Сергей Анатольевич.
Кафедра теории и истории социальной
педагогики и социальной работы.
Орловский государственный университет.
Факультет социальной педагогики и
социальной работы.
Заведующая кафедрой - Ленина Ю.А.,
кандидат педагогических наук, доцент.
Кафедра методики и технологии социальной
педагогики и социальной работы.
Орловский государственный
университет. Факультет социальной
педагогики и социальной работы.
Заведующий кафедрой - Николаев В. А.,
доктор педагогических наук, профессор.
Кафедра социальной педагогики факультета
социальной педагогики Оренбургского
государственного педагогического
факультета. Заведующая кафедрой -
Сальцева Светлана Васильевна, доктор
педагогических наук, профессор.
Отделение социальной педагогики
факультета педагогики и методики
начального образования Пермского
государственного педагогического
университета. Заведующая отделением
- Федорец Елена Олеговна.
Кафедра социальной педагогики и
социальной работы
психолого-педагогического факультета
Российского государственного
педагогического университета имени А.И.
Герцена. Заведующая кафедрой -
Расчетина Светлана Алексеевна, доктор
педагогических наук, профессор
Кафедра социальной педагогики
факультета социальной работы, педагогики
и психологии Российского
государственного социального
университета. Заведующий кафедрой -
Мардахаев Лев Владимирович, доктор
педагогических наук, профессор.
Кафедра социальной педагогики и
психологии Социального института
Российского государственного
профессионально-педагогического
университета.
Кафедра социальной педагогики
Института педагогики и психологии
Ростовского государственного
педагогического университета.
Заведующая кафедрой - Сорочинская Елена
Николаевна, доктор педагогических наук,
профессор.
Кафедра социальной педагогики
Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета.
Заведующая кафедрой Склярова Татьяна
Владимировна, кандидат педагогических
наук, доцент.
Кафедра социальной педагогики и
психологии факультета педагогики,
психологии и начального образования
Саратовского государственного
университета. Заведующая кафедрой
Тарасова Людмила Евгеньевна, кандидат
педагогических наук, доцент. Кафедра
общей и социальной педагогики факультета
теории и методики физической культуры
Сибирского государственного университета
физической культуры и спорта.
Заведующая кафедрой - Костихина Нина
Мефодьевна, кандидат педагогических
наук, профессор.
Кафедра социальной педагогики и
педагогики начального образования
Социально-педагогического института
Сочинского государственного университета
туризма и курортного дела.
Заведующая кафедрой - Мушкина И.А.,
кандидат педагогических наук, доцент.
Кафедра социальной педагогики
Института социальной работы Тамбовского
государственного университета имени Г.Р.
Державина. Заведующий кафедрой -
Монастырский Валерий Анатольевич,
кандидат педагогических наук, профессор.
Кафедра социальной педагогики
педагогического факультета
Тобольского государственного
педагогического института имени Д.И.
Менделева. Заведующая кафедрой -
Белич Ирина Владимировна, кандидат
педагогических наук, доцент.
Кафедра социальной педагогики
психолого-педагогического факультета
Томского государственного
педагогического университета.
Заведующая кафедрой - Смышляева Лариса
Германовна, кандидат педагогических
наук, доцент
Кафедра социальной педагогики и
социальной работы факультета психологии
Тульского государственного
педагогического университета имени Л.Н.
Толстого. Заведующий кафедрой -
Фокин Владимир Андреевич, доктор
педагогических наук, профессор.
Кафедра общей и социальной педагогики
социально-педагогического факультета
Уральского государственного
педагогического университета.
Заведующая кафедрой - Галагузова
Меннинур Ахметхановна, доктор
педагогических наук, профессор.
Кафедра социальной педагогики и
психологии исторического факультета
Челябинского государственного
педагогического университета.
Заведующая кафедрой - Соколова Надежда
Анатольевна, кандидат педагогических
наук, доцент.
Кафедра социальной педагогики факультета
социальной педагогики Педагогического
института Якутского государственного
университета. Заведующая кафедрой -
Корнилова Алла Георгиевна, доктор
педагогических наук, профессор.
Кафедра воспитания и социальной
педагогики Ярославского института
развития образования. Заведующая
кафедрой - Петрушова Наталия
Александровна.
|
|
|