Социальная педагогика/социальная работа

http://socpedagogika.narod.ru

"Проект: Социальное образование в Украине"

Автор: Колонтаевская Елена Александровна

 

Становление социальной педагогики как сферы практической деятельности в Украине

Сегодня практически нет социальных групп населения, которые чувствовали себя социально защищенными, благополучными. И в первую очередь это касается детей и молодежи. Это формирует чрезвычайно высокий спрос на специалистов, умеющих профессионально оценить проблему и помочь ее решить, диагностировать и прогнозировать социальное развитие общества.

В педагогической сфере в 60 - 70 годы в странах СССР были предприняты попытки ввести специалистов, ориентированных на социально-педагогическую работу (организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы в школах, педагоги-организаторы жилищно-коммунальных служб, работники внешкольных учреждений, общежитий, клубов, комнат школьника и др.). Постепенно формировалась и утверждалась идея целенаправленного создания социально-педагогического опыта, развивалась идея интеграции, межведомственного подхода в социальной деятельности, изменялся характер взаимодействия школы с другими институтами. Однако развитие продолжало сдерживаться отсутствием профессионально подготовленных кадров, отсутствия научного подхода к решению практических проблем.

В 90-х годах появился новый уровень развития социальной педагогики, связанный с государственным решением проблемы, созданием системы социальных служб с разветвленной инфраструктрурой их кадрового обеспечения, введением института социальной педагогики, началом подготовки специалистов в учреждениях образования.

В Украине в 1990 году специальность "социальная педагогика" была включена в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования (Согласно Классификатору направлений и специальностей, специальности "социальная педагогика" присвоен номер 031300), была введена соответствующая должность в тарифно-квалификационный справочник.

Становление института социальной педагогики требовало решения двух основных задач:

  1. формирование сферы профессиональной деятельности социальных педагогов (Законодательная основа практической деятельности в социальной сфере, сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую помощь детям, выделение категорий граждан, которым оказывается социально-педагогическая помощь).
  2. создание системы подготовки специалистов для этой сферы (Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по подготовке таких специалистов, требования к основным профессиональным образовательным программам и условиям их реализации, нормативы учебной нагрузки, общие требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, квалификационная характеристика социального педагога).

Наука - синтез теории и практики. Под практическим аспектом педагогической науки понимается содержание педагогической деятельности. "Мы в особенности четко убежденны в том, - отмечает Г.Е. Журакивский, - что если теория педагогической деятельности есть наука, то сама педагогическая деятельность... - это искусство".

В качестве практического аспекта социально-педагогической науки выступает социально-педагогическая деятельность.

Исследованием теории деятельности занимались философы (М.С. Каган, А.В. Маргулис и др.), социологи (И.С. Кон, Н.Ф. Наумова и др.), психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, О.М. Леонтьев, А.В. Петровский и др.) и педагоги (Г.И. Щукина и др.).

Вопросами определения содержания, методики и технологии воспитательной деятельности посвятили свои работы М.А. Галагузова, В.Е. Гмурман, Ю.В. Василькова, Л.С. Выготский, И.Д. Зверева, А.Й. Капская, Л.Г. Кузнец, О.М. Леонтьев, А.С. Макаренко, А.О. Малько, Л.И. Мищик, С.Г. Хлебик и прочие научные работники.

Любая деятельность, в том числе и социально-педагогическая, имеет свою структуру, каждый элемент которой органически связанный и взаимодействует с другими: субъект; объект; мотив, который превращается в цель; действие, которое отвечает сформулированным задачам; функции и средствам (то есть, по определению О.М. Леонтьева, операции). "Эти единицы человеческой деятельности, - отмечает дальше О.М. Леонтьев, - и образовывают ее макроструктуру".

Термин "субъект" впервые появился в работах античных философов, а только в конце 20-х гг. XX ст. начал использоваться в отечественной социально-педагогической науке. В философской литературе под субъектом понимают организатора практической деятельности, которая направленная на объект. Ведущими субъектами социальной работы выступают "социальные педагоги", "социальные работники" и "специалисты по социальной работе".

Понятие "социальный работник" возникло в зарубежной социально-педагогической науке в конце X1X ст., а "социальный педагог" - в 20-е гг. XX ст..

В научно-педагогических исследованиях относительно даты введения понятия "социальный работник" существуют существенные расхождения. Например, в одном источнике термин "социальный работник" был введен в конце ХІХ ст., но как самостоятельная профессия он утвердился в США в 30-е гг. XX ст, а в Западной Европе - в 40-е гг.. Во втором - утверждается, что впервые социальная работа как профессиональный вид деятельности была введена в Нидерландах в 1871 году. В третьем источнике отмечается, что термин "социальный работник", как и "социальный педагог" был введен в Германии в 20-е гг. XX ст..

Для зарубежной социально-педагогической науки начала XX ст. характерное отождествление функций "социального педагога" и "социального работника". Далеко не во всех странах мира и сегодня существует понятие "социальный педагог". Например, в современной Англии есть "социальный работник" и "специалист по работе с молодежью". В отличие от Англии, в большинстве земель Германии "социальный педагог" - это единое и общее название профессии для всех, кто специализируется для социальной работы".

В разных странах Запада, рядом с общепринятыми, существуют и свои специфичные названия специалистов по социальной работе. Это: работники социальных клиник, педагоги по организации свободного времени; педагоги по вопросам урегулирования конфликтов с родителями, "социальные работники" семейного типа" и некоторые другие.

В России первые социальные школы были основаны в Петербурге в 1911 году при Психоневрологическом институте. Но в этот период, как свидетельствует анализ работ известных педагогов (П.П. Блонского, А.Б. Залкинда, О.Г. Калашникова, С.Т. Шацкого и некоторых других), в отечественной социально-педагогической науке термины "социальный педагог" и "социальный работник" еще не использовались, в отличие от зарубежной. А.Б. Залкинд назвал их "общественные воспитатели".

Вопрос о соотношении понятий "социальный педагог" и "социальный работник" еще до конца не выяснен. Например, В.Г. Бочарова отождествляет эти термины.

По определению большинства ученых (И.Д. Зверева, Б.П. Битинас, А.Й. Капская, Л.И. Катаева, Л.Г. Кузнец, С.Р. Хлебик и др.) между социальным педагогом и социальным работником существует принципиальная разность: понятие "социальный работник" значительно более широкое в сравнении с термином "социальный педагог". К социальным педагогам относят людей, которые имеют специальное педагогическое образование и осуществляют свою деятельность преимущественно в школах и других образовательных учреждениях, то есть речь идет о специалисте, который работает с детьми и молодежью.

А социальный работник, кроме непосредственной педагогической деятельности, профессионально может заниматься работой в любой другой социальной сфере (в отделах социального обеспечения, в военных частях, на производстве, Биржах работы и т.п.) и выполнять более широкие функции (помощи, защиты, реабилитации, охраны и т.п.).

В современной социально-педагогической науке, рядом с терминами "социальный педагог" и "социальный работник" существует еще и понятие "специалист по социальной работе". К данной категории можно отнести как социальных педагогов, так и социальных работников. В "Словаре-справочнике для социальных работников и социальных педагогов" под редакцией А.Й. Капской записано:

"Специалист по социальной работе - лицо, которое имеет специальное образование и осуществляет практическую социальную работу с разными категориями детей и молодежи и социальными группами".

"Специалист по социальной работе, - отмечается и в "Социальной педагогике" под редакцией Л.Г. Кузнец, И.Д. Зверевой и С.Р. Хлебик, - социальный работник или социальный педагог, занятый в сфере социальной работы, просветительно-воспитательной, культурно-разрешительной деятельности, который имеет специальное образование, специальную квалификацию, знание и опыт социальной роботы с отдельными группами людей". О.И. Холостова отмечает, что: "должность "специалист по социальной работе" - эквивалент принятой в мире должности "социальный работник".

Активность субъекта всегда направленная на конкретный объект.

В последнее время выделены категории граждан, которым оказывается социально-педагогическая помощь:

  • дети-инвалиды,
  • дети-сироты,
  • дети-правонарушители,
  • дети группы риска,
  • та категория подростков, которая требует помощи в процессе социализации.
Это несовершеннолетние с психологическими, интеллектуальными, педагогическими и социальными отклонениями от нормы, а также те, что имеют физические, психические и умственные нарушения развития.

Подросток рассматривается как активный участник решения собственных проблем и обязательно выступает в роли субъекта. Социальный педагог и воспитанник в процессе деятельности вступают в субъекно-субъектные отношения, которые характеризуются подвижностью.

Специализация социального педагога определяется

  • по месту работы или учреждению (школьный социальный педагог, социальный педагог в детском доме, социальный педагог учреждения дополнительного образования…);
  • по категории клиентов (по работе с инвалидами, сиротами, беженцами, переселенцами…);
  • или по профилю деятельности (с семьей, детским объединением, валеологический, дефектологический, экологический, этнологический, физкультурно-оздоровительный…).

    За последние 10 лет определилась система учреждений и видов социально-педагогической деятельности по оказанию квалифицированной помощи детям, нуждающимся в поддержке. Созданы методологические основы развития системы социальной службы для молодежи. Вместе с тем происходит дальнейшее ее развитие.

    Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую помощь детям включает:

    • учреждения и службы образования (дошкольные, внешкольные, общеобразовательные школы, колледжи, лицеи, школы-интернаты, детские дома, ПТУ, средние профессиональные учебные заведения, вузы и др.),
    • учреждения и службы специализированных учреждений (дома престарелых, семейные детские дома, центры реабилитации, социальные приюты, спецшколы для детей с отклонениями в развитии, биржи труда и др.)
    • социальные службы муниципальных органов и их учреждений (социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, центры социальной педагогики и социальной работы, отделы по социальной защите населения, отделения социальной помощи на дому и другие органы опеки)
    • службы культурного досуга (подростковые клубы, дома культуры, сельские клубы, школы народных ремесел, семейные клубы, парки, игровые площадки и др.)
    • валеологические и физкультурно-оздоровительные службы, службы здравоохранения (профилактории, реабилитационные комплексы, центры народных средств оздоровления и лечения при больницах, медпунктах, на дому),
    • социальные службы предприятий, организаций, учреждений и их общежитий; коммерческих структур, творческих общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций, юстиции, правоохранительных и административно-территориальных органов; а также частная практика.

    Цели социально-педагогической деятельности определяются исследователями без определенной их классификации.

    К ведущим целям деятельности социального педагога ученые относят:

    • содействие человеку в раскрытии и использовании его способностей, возможностей;
    • увеличение степени самостоятельности и ответственности индивидов;
    • представление и защита интересов клиента;
    • помощь в кризисных ситуациях;
    • содействие адаптации клиентов к условиям общества;
    • построение технологий, которые обеспечивают преодоление отчуждения личности от своей настоящей социальной природы;
    • создание наиболее благоприятных условий жизнедеятельности;
    • достижение такого результата, если уже не будет необходимости в вмешательстве социального работника;
    • становление, развитие и реализацию духовности человека, гармонизацию и демократизацию отношений человека и общества;
    • актуализацию воспитательного потенциала микросферы человека.

    Воспитательная (общая) цель деятельности, по убеждению М.А. Галагузовой, состоит в "создании условий для психологического комфорта и беззаботности ребенка, удовлетворении его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоление отрицательных явлений в семьи, школе, ближайшем окружении и других социумах". Но в каждом частном случае данная категория требует своей доработки.

    "Функции социально-педагогической деятельности, - пишет А.Й. Капская, - это основные направления работы, в которых конкретизируется его содержание".

    В работах Н.П. Бурой, М.А. Галагузовой, И.Д. Зверевой, П.А. Клиша, Л.Г. Кузнец, А.А. Малько, Л.И. Мищик, Д.П. Павленка, С.Р. Хлебик и некоторых других исследователей к основным функциям в работе социального педагога относятся:

    • диагностическая;
    • информационная;
    • прогностическая;
    • посредническая;
    • коррекционно-реабилитационная;
    • охранно-защитная;
    • предохранительно-профилактическая;
    • эвристическая;
    • информационно-методическая;
    • воспитательная;
    • социально-терапевтическая;
    • организационно-коммуникативная;
    • аналитико-исследовательская;
    • медико-психологическая;
    • организаторская.

      Иногда к функциям социально-педагогической деятельности ученые по ошибке относят и содержание данной деятельности - работа с проблемными семьями, одаренными детьми, в досуговой сфере и т.п..

      Для осуществления любой деятельности необходимы средства, методы, формы и приемы, с помощью которых реализуется цель. Выбор средств полностью зависит от содержания деятельности, особенностей отдельного человека или группы людей, которые выступают ее объектом.

       

      "Если цели и задача воспитания, его содержание, - отмечает Ф.П. Королев, - обусловленные потребностями общественного развития, то конкретные пути и методы реализации этих целей и задач зависят от особенностей объекта воспитания".

      Методы и средства, используемые в деятельности социальных педагогов: социально-педагогические технологии коллективной, групповой, индивидуальной работы.

      Методы социальной педагогики Мустаева предлагает разделить на 3 группы:

      1. Методы исследования (наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, опросные методы, беседа, интервью, моделирование, изучение и обобщение передового педагогического опыта, математические методы обработки данных, такие как ранжирование, шкалирование и др.
      2. Методы воспитания (методы организации деятельности; методы стимулирования деятельности, к ним относят поощрение, наказание, "взрыв"; методы формирования сознания, такие как педагогическое требование, общественное мнение, упражнение, метод организации общественно полезной деятельности, использования творческих игр и др.)
      3. Методы социально-психологической помощи (лекция, пример, беседа, диспут, рассказ)

      Василькова Ю.В. выделяет следующие методы социального воспитания:

      1. (на что направлены) формирование сознания, эмоций и чувств, социально-приемлемого поведения и деятельности, самовоспитания личности;
      2. (отношения воспитателя и воспитанника) организация деятельности, метод общения, опека, самореализация и коррекция;
      3. (влияние среды на личность) общение, мнение, приучение, тренировка, организация деятельности, общение-диалог, создание новой среды: новая деятельность, изменение смысла жизни, отношений, деятельности, изменение поведения, изменение ситуации, среды.

      Законодательной основой практической деятельности социального педагога являются:

      • Конвенция ООН о правах ребенка,
      • Конституция Украины,
      • Закон "Об образовании",
      • ряд других законов и нормативно-правовых документов.

      1992 году был принят Закон "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине", что послужило основой для развития системы социальных служб для молодежи. Верховным Советом принят Закон "О социальной работе с детьми и молодежью в Украине", что свидетельствует о заинтересованности государства в развитии социальной педагогики.

      В начале 90-х годов были приняты и начали реализовываться 3 большие социальные программы:

      • "Социально-психологическая поддержка обучения и воспитания детей с аномалиями развития",
      • "Творческое развитие личности",
      • "Социальные службы помощи детям и молодежи".
      Тогда же была разработана и начала реализовываться программа "Дети Чернобыля" и другие.

      Разработана квалификационная характеристика, проясняющая границы компетентности и профессиональные обязанности социального педагога, укрепляется его статус в обществе. Разработан "Этический кодекс социальных работников в Украине", который существует в более чем 25 странах мира.

      Вопросами социальной защиты и поддержки детства занимаются различные Министерства и ведомства: Министерство общего и профессионального образования, Министерство труда и социального развития, Министерство здравоохранения, Министерство юстиции.

      Существуют организации, которые вносят большой вклад в решение актуальных задач в социальной сфере - ЮНИСЕФ, Христианский Детский Фонд, Украинская ассоциация социальных педагогов и специалистов по социальной работе, которая с 1994 года является членом Международной федерации социальных работников.

      С 1997 года до недавнего времени в Украине реализовывался Проект "Социальное образование в Украине" (координатор И.Д. Зверева).

      Цель: предоставление возможности украинским специалистам социальной сферы ознакомиться с системой социального образования и практикой социальной работы в Западной Европе и Северной Америке, обеспечение уровня подготовки будущих специалистов, который соответствовал бы международным критериям.

      Участниками проекта являлись преподаватели и студенты 30 учебных заведений Украины, волонтеры и представители более 15 общественных организаций, практики социальных служб молодежи и других ведомств, зарубежные тренеры (19 человек из разных стран: США, Северная Ирландия, Россия, Швейцария, Канада, Нидерланды, Шотландия, Латвия, Великобритания, Хорватия, Венгрия).

      В рамках проекта реализовывались несколько направлений:

      Ведется переподготовка и повышение квалификации специалистов,
      разработаны модули обучения: "Теория и практика социальной работы: профилактика негативных явлений" и "Теория и практика социальной работы: менеджмент социальной работы" (Жуков В.И., Лютый В.П., Шендеровский К.С., Капская А.Й., Вайнола Р.Л.). Более 100 практиков прошли двухнедельное обучение и получили сертификаты. Еще около 100 специалистов будут иметь возможность пройти переподготовку и повышение квалификации в этом году. Планируется разработать модули "Теория и практика социальной работы: социальное здоровье семьи" и "Социальная работа в сфере здравоохранения: специфика работы социального работника".
      За это время были проведены 3 Международные летние школы для волонтеров,
      планируется еще 2 таких школы для волонтеров и представителей общественный организаций.
      В трех городах (Киев, Тернополь и Запорожье) созданы ресурсные центры,
      которые создают базу данных специалистов, организаций, осуществляющих работу в регионах, предоставляют информационно-методические услуги, издают и распространяют информацию и методические материалы (4500 изданий по проблемам социальной педагогики). Все это позволяет решать вопрос взаимодействия учебных заведений, клиентов, изучается и обобщается педагогический опыт, проводится анализ потребности специалистов социальной сферы в повышении квалификации.
      В рамках проекта инициируется развитие дистанционного обучения социальных педагогов и социальных работников,
      учитывая изменения, которые произошли в последние 10 лет в сфере высшего образования в мире (а именно, разработка программ подготовки специалистов, способных работать в любой стране Европейского Союза, а также развитие дистанционного обучения). Разработаны курсы "Социальная педагогика" и "Технологии социально-педагогической работы", ориентированные на 2 года обучения специалистов с высшим образованием, работающих в социальной сфере, но не имеющих специального образования. Планируется обучение членов рабочих групп по разработке модулей дистанционного обучения в Московской высшей школе социальных и экономических наук.
      Семинары (за 2 этапа реализации проекта прошло 23 семинара для 900 его участников)
      являются дополнительным ресурсом получения и накопления информации по актуальным для Украины вопросам в сфере социальной сферы, так как тренеры семинаров - зарубежные специалисты. В дальнейшем планируется еще 4 семинара в этом учебном году, проведение семинаров украинскими тренерами в разных регионах страны, привлечение представителей разных министерств и практиков, представителей СМИ и общественных организаций, согласование с ректорами и проректорами вузов Украины подходов к подготовке студентов по специальностям "социальная педагогика" и "социальная работа".

      Актуальные вопросы разрабатывались на семинарах в рамках проекта:

      • Так, на семинаре "Социальное образование в Украине: возможности нового проекта" (17.09.97) было принято решение о создании рабочей группы по разработке стандартов подготовки социальной педагогики и социальной работы.
      • На семинаре "Социальная работа - новая профессия" сравнивались стандарты и разрабатывались предложения Министерству образования Украины по проблемам подготовки социальных работников в Украине.
      • На семинаре "методы социальной работы с детьми и молодежью: национальные международные аспекты (3-8.1197, г. Донецк) прошли занятия о моделях социальной работы в Великобритании и Северной Ирландии, о законодательной базе за рубежом.
      • В 2000 году прошел семинар "Стандарты социальной работы и программа подготовки специалистов социальной сферы",
      • в 2001 году - "Подготовка студентов к практике" и другие.

      По итогам семинаров вносятся дополнения в содержание учебных дисциплин, разрабатываются спецкурсы и модули по отдельным направлениям, готовятся методические рекомендации.

      В Украине проводились конференции, целью которых было решение некоторых актуальных вопросов по организации подготовки и проведению практики студентов по специальности "социальная педагогика" (14-15.03.02 в Киеве - конференция преподавателей "Проблемы организации практики студентов и разработка спецкурсов", 15.03.02 в Запорожье - студенческая межрегиональная конференция "Социальная педагогика: опыт организации практики студентов" ).

      За время реализации проекта обучены сотни профессионалов, которые на основе полученного опыта способствуют дальнейшему развитию социальной сферы в Украине.

Идея и создание сайта, web-дизайн: Колонтаевская Елена Александровна
Последнее обновление 20.11.2005



Hosted by uCoz