"Проект: Социальное образование в Украине"
Автор: Колонтаевская Елена Александровна
|
Становление социальной педагогики как сферы практической
деятельности в Украине
Сегодня практически нет социальных групп населения, которые
чувствовали себя социально защищенными, благополучными. И в
первую очередь это касается детей и молодежи. Это формирует
чрезвычайно высокий спрос на специалистов, умеющих
профессионально оценить проблему и помочь ее решить,
диагностировать и прогнозировать социальное развитие общества.
В педагогической сфере в 60 - 70 годы в странах СССР были
предприняты попытки ввести специалистов, ориентированных на
социально-педагогическую работу (организаторы внеклассной и
внешкольной воспитательной работы в школах,
педагоги-организаторы жилищно-коммунальных служб, работники
внешкольных учреждений, общежитий, клубов, комнат школьника и
др.). Постепенно формировалась и утверждалась идея
целенаправленного создания социально-педагогического опыта,
развивалась идея интеграции, межведомственного подхода в
социальной деятельности, изменялся характер взаимодействия школы
с другими институтами. Однако развитие продолжало сдерживаться
отсутствием профессионально подготовленных кадров, отсутствия
научного подхода к решению практических проблем.
В 90-х годах появился новый уровень развития социальной
педагогики, связанный с государственным решением проблемы,
созданием системы социальных служб с разветвленной
инфраструктрурой их кадрового обеспечения, введением института
социальной педагогики, началом подготовки специалистов в
учреждениях образования.
В Украине в 1990 году специальность "социальная педагогика"
была включена в Классификатор направлений и специальностей
высшего профессионального образования (Согласно Классификатору
направлений и специальностей, специальности "социальная
педагогика" присвоен номер 031300), была введена соответствующая
должность в тарифно-квалификационный справочник.
Становление института социальной педагогики требовало
решения двух основных задач:
- формирование сферы профессиональной деятельности
социальных педагогов (Законодательная основа практической
деятельности в социальной сфере, сеть учреждений и служб,
оказывающих социально-педагогическую помощь детям, выделение
категорий граждан, которым оказывается
социально-педагогическая помощь).
- создание системы подготовки специалистов для этой сферы
(Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования по подготовке таких
специалистов, требования к основным профессиональным
образовательным программам и условиям их реализации,
нормативы учебной нагрузки, общие требования к обязательному
минимуму содержания и уровню подготовки выпускников,
квалификационная характеристика социального педагога).
Наука - синтез теории и практики. Под практическим
аспектом педагогической науки понимается содержание
педагогической деятельности. "Мы в особенности четко
убежденны в том, - отмечает Г.Е. Журакивский, - что если теория
педагогической деятельности есть наука, то сама педагогическая
деятельность... - это искусство".
В качестве практического аспекта социально-педагогической
науки выступает социально-педагогическая деятельность.
Исследованием теории деятельности занимались философы (М.С.
Каган, А.В. Маргулис и др.), социологи (И.С. Кон, Н.Ф. Наумова и
др.), психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, О.М. Леонтьев,
А.В. Петровский и др.) и педагоги (Г.И. Щукина и др.).
Вопросами определения содержания, методики и технологии
воспитательной деятельности посвятили свои работы М.А.
Галагузова, В.Е. Гмурман, Ю.В. Василькова, Л.С. Выготский, И.Д.
Зверева, А.Й. Капская, Л.Г. Кузнец, О.М. Леонтьев, А.С.
Макаренко, А.О. Малько, Л.И. Мищик, С.Г. Хлебик и прочие научные
работники.
Любая деятельность, в том числе и социально-педагогическая,
имеет свою структуру, каждый элемент которой органически
связанный и взаимодействует с другими: субъект; объект; мотив,
который превращается в цель; действие, которое отвечает
сформулированным задачам; функции и средствам (то есть, по
определению О.М. Леонтьева, операции). "Эти единицы
человеческой деятельности, - отмечает дальше О.М. Леонтьев, - и
образовывают ее макроструктуру".
Термин "субъект" впервые появился в работах античных
философов, а только в конце 20-х гг. XX ст. начал использоваться
в отечественной социально-педагогической науке. В философской
литературе под субъектом понимают организатора практической
деятельности, которая направленная на объект. Ведущими
субъектами социальной работы выступают "социальные педагоги",
"социальные работники" и "специалисты по социальной работе".
Понятие "социальный работник" возникло в зарубежной
социально-педагогической науке в конце X1X ст., а "социальный
педагог" - в 20-е гг. XX ст..
В научно-педагогических исследованиях относительно даты
введения понятия "социальный работник" существуют существенные
расхождения. Например, в одном источнике термин "социальный
работник" был введен в конце ХІХ ст., но как самостоятельная
профессия он утвердился в США в 30-е гг. XX ст, а в Западной
Европе - в 40-е гг.. Во втором - утверждается, что впервые
социальная работа как профессиональный вид деятельности была
введена в Нидерландах в 1871 году. В третьем источнике
отмечается, что термин "социальный работник", как и "социальный
педагог" был введен в Германии в 20-е гг. XX ст..
Для зарубежной социально-педагогической науки начала XX ст.
характерное отождествление функций "социального педагога" и
"социального работника". Далеко не во всех странах мира и
сегодня существует понятие "социальный педагог". Например, в
современной Англии есть "социальный работник" и "специалист по
работе с молодежью". В отличие от Англии, в большинстве земель
Германии "социальный педагог" - это единое и общее название
профессии для всех, кто специализируется для социальной работы".
В разных странах Запада, рядом с общепринятыми, существуют и
свои специфичные названия специалистов по социальной работе.
Это: работники социальных клиник, педагоги по организации
свободного времени; педагоги по вопросам урегулирования
конфликтов с родителями, "социальные работники" семейного типа"
и некоторые другие.
В России первые социальные школы были основаны в Петербурге в
1911 году при Психоневрологическом институте. Но в этот период,
как свидетельствует анализ работ известных педагогов (П.П.
Блонского, А.Б. Залкинда, О.Г. Калашникова, С.Т. Шацкого и
некоторых других), в отечественной социально-педагогической
науке термины "социальный педагог" и "социальный работник" еще
не использовались, в отличие от зарубежной. А.Б. Залкинд назвал
их "общественные воспитатели".
Вопрос о соотношении понятий "социальный педагог" и
"социальный работник" еще до конца не выяснен. Например, В.Г.
Бочарова отождествляет эти термины.
По определению большинства ученых (И.Д. Зверева, Б.П.
Битинас, А.Й. Капская, Л.И. Катаева, Л.Г. Кузнец, С.Р. Хлебик и
др.) между социальным педагогом и социальным работником
существует принципиальная разность: понятие "социальный
работник" значительно более широкое в сравнении с термином
"социальный педагог". К социальным педагогам относят людей,
которые имеют специальное педагогическое образование и
осуществляют свою деятельность преимущественно в школах и других
образовательных учреждениях, то есть речь идет о специалисте,
который работает с детьми и молодежью.
А социальный работник, кроме непосредственной педагогической
деятельности, профессионально может заниматься работой в любой
другой социальной сфере (в отделах социального обеспечения, в
военных частях, на производстве, Биржах работы и т.п.) и
выполнять более широкие функции (помощи, защиты, реабилитации,
охраны и т.п.).
В современной социально-педагогической науке, рядом с
терминами "социальный педагог" и "социальный работник"
существует еще и понятие "специалист по социальной работе".
К данной категории можно отнести как социальных педагогов, так и
социальных работников. В "Словаре-справочнике для социальных
работников и социальных педагогов" под редакцией А.Й. Капской
записано:
"Специалист по социальной работе - лицо, которое имеет
специальное образование и осуществляет практическую
социальную работу с разными категориями детей и молодежи и
социальными группами".
"Специалист по социальной работе, - отмечается и в
"Социальной педагогике" под редакцией Л.Г. Кузнец, И.Д. Зверевой
и С.Р. Хлебик, - социальный работник или социальный педагог,
занятый в сфере социальной работы,
просветительно-воспитательной, культурно-разрешительной
деятельности, который имеет специальное образование, специальную
квалификацию, знание и опыт социальной роботы с отдельными
группами людей". О.И. Холостова отмечает, что: "должность
"специалист по социальной работе" - эквивалент принятой в мире
должности "социальный работник".
Активность субъекта всегда направленная на конкретный
объект.
В последнее время выделены категории граждан, которым
оказывается социально-педагогическая помощь:
- дети-инвалиды,
- дети-сироты,
- дети-правонарушители,
- дети группы риска,
- та категория подростков, которая требует помощи в
процессе социализации.
Это несовершеннолетние с психологическими, интеллектуальными,
педагогическими и социальными отклонениями от нормы, а также те,
что имеют физические, психические и умственные нарушения
развития.
Подросток рассматривается как активный участник решения
собственных проблем и обязательно выступает в роли субъекта.
Социальный педагог и воспитанник в процессе деятельности
вступают в субъекно-субъектные отношения, которые
характеризуются подвижностью.
Специализация социального педагога определяется
- по месту работы или учреждению (школьный социальный
педагог, социальный педагог в детском доме, социальный
педагог учреждения дополнительного образования…);
- по категории клиентов (по работе с инвалидами, сиротами,
беженцами, переселенцами…);
- или по профилю деятельности (с семьей, детским
объединением, валеологический, дефектологический,
экологический, этнологический,
физкультурно-оздоровительный…).
За последние 10 лет определилась система учреждений и
видов социально-педагогической деятельности по оказанию
квалифицированной помощи детям, нуждающимся в поддержке.
Созданы методологические основы развития системы социальной
службы для молодежи. Вместе с тем происходит дальнейшее ее
развитие.
Сеть учреждений и служб, оказывающих
социально-педагогическую помощь детям включает:
- учреждения и службы образования (дошкольные,
внешкольные, общеобразовательные школы, колледжи, лицеи,
школы-интернаты, детские дома, ПТУ, средние
профессиональные учебные заведения, вузы и др.),
- учреждения и службы специализированных учреждений
(дома престарелых, семейные детские дома, центры
реабилитации, социальные приюты, спецшколы для детей с
отклонениями в развитии, биржи труда и др.)
- социальные службы муниципальных органов и их
учреждений (социально-педагогические,
культурно-спортивные комплексы, центры социальной
педагогики и социальной работы, отделы по социальной
защите населения, отделения социальной помощи на дому и
другие органы опеки)
- службы культурного досуга (подростковые клубы, дома
культуры, сельские клубы, школы народных ремесел,
семейные клубы, парки, игровые площадки и др.)
- валеологические и физкультурно-оздоровительные
службы, службы здравоохранения (профилактории,
реабилитационные комплексы, центры народных средств
оздоровления и лечения при больницах, медпунктах, на
дому),
- социальные службы предприятий, организаций,
учреждений и их общежитий; коммерческих структур,
творческих общественных организаций, различных фондов,
банков, благотворительных организаций, юстиции,
правоохранительных и административно-территориальных
органов; а также частная практика.
Цели социально-педагогической деятельности
определяются исследователями без определенной их
классификации.
К ведущим целям деятельности социального педагога ученые
относят:
- содействие человеку в раскрытии и использовании его
способностей, возможностей;
- увеличение степени самостоятельности и
ответственности индивидов;
- представление и защита интересов клиента;
- помощь в кризисных ситуациях;
- содействие адаптации клиентов к условиям общества;
- построение технологий, которые обеспечивают
преодоление отчуждения личности от своей настоящей
социальной природы;
- создание наиболее благоприятных условий
жизнедеятельности;
- достижение такого результата, если уже не будет
необходимости в вмешательстве социального работника;
- становление, развитие и реализацию духовности
человека, гармонизацию и демократизацию отношений
человека и общества;
- актуализацию воспитательного потенциала микросферы
человека.
Воспитательная (общая) цель деятельности, по убеждению
М.А. Галагузовой, состоит в "создании условий для
психологического комфорта и беззаботности ребенка,
удовлетворении его потребностей с помощью социальных,
правовых, психологических, медицинских, педагогических
механизмов предупреждения и преодоление отрицательных
явлений в семьи, школе, ближайшем окружении и других
социумах". Но в каждом частном случае данная категория
требует своей доработки.
"Функции социально-педагогической деятельности, -
пишет А.Й. Капская, - это основные направления работы, в
которых конкретизируется его содержание".
В работах Н.П. Бурой, М.А. Галагузовой, И.Д. Зверевой,
П.А. Клиша, Л.Г. Кузнец, А.А. Малько, Л.И. Мищик, Д.П.
Павленка, С.Р. Хлебик и некоторых других исследователей к
основным функциям в работе социального педагога относятся:
- диагностическая;
- информационная;
- прогностическая;
- посредническая;
- коррекционно-реабилитационная;
- охранно-защитная;
- предохранительно-профилактическая;
- эвристическая;
- информационно-методическая;
- воспитательная;
- социально-терапевтическая;
- организационно-коммуникативная;
- аналитико-исследовательская;
- медико-психологическая;
- организаторская.
Иногда к функциям социально-педагогической
деятельности ученые по ошибке относят и содержание
данной деятельности - работа с проблемными семьями,
одаренными детьми, в досуговой сфере и т.п..
Для осуществления любой деятельности необходимы
средства, методы, формы и приемы, с помощью которых
реализуется цель. Выбор средств полностью зависит от
содержания деятельности, особенностей отдельного
человека или группы людей, которые выступают ее
объектом.
"Если цели и задача воспитания, его содержание, -
отмечает Ф.П. Королев, - обусловленные потребностями
общественного развития, то конкретные пути и методы
реализации этих целей и задач зависят от
особенностей объекта воспитания".
Методы и средства, используемые в деятельности
социальных педагогов: социально-педагогические
технологии коллективной, групповой, индивидуальной
работы.
Методы социальной педагогики Мустаева предлагает
разделить на 3 группы:
- Методы исследования (наблюдение, педагогический
эксперимент, анкетирование, опросные методы, беседа,
интервью, моделирование, изучение и обобщение
передового педагогического опыта, математические
методы обработки данных, такие как ранжирование,
шкалирование и др.
- Методы воспитания (методы организации
деятельности; методы стимулирования деятельности, к
ним относят поощрение, наказание, "взрыв"; методы
формирования сознания, такие как педагогическое
требование, общественное мнение, упражнение, метод
организации общественно полезной деятельности,
использования творческих игр и др.)
- Методы социально-психологической помощи (лекция,
пример, беседа, диспут, рассказ)
Василькова Ю.В. выделяет следующие методы социального
воспитания:
- (на что направлены) формирование сознания,
эмоций и чувств, социально-приемлемого поведения и
деятельности, самовоспитания личности;
- (отношения воспитателя и воспитанника)
организация деятельности, метод общения, опека,
самореализация и коррекция;
- (влияние среды на личность) общение, мнение,
приучение, тренировка, организация деятельности,
общение-диалог, создание новой среды: новая
деятельность, изменение смысла жизни, отношений,
деятельности, изменение поведения, изменение
ситуации, среды.
Законодательной основой практической деятельности
социального педагога являются:
- Конвенция ООН о правах ребенка,
- Конституция Украины,
- Закон "Об образовании",
- ряд других законов и нормативно-правовых
документов.
1992 году был принят Закон "О содействии
социальному становлению и развитию молодежи в Украине",
что послужило основой для развития системы социальных
служб для молодежи. Верховным Советом принят Закон "О
социальной работе с детьми и молодежью в Украине",
что свидетельствует о заинтересованности государства в
развитии социальной педагогики.
В начале 90-х годов были приняты и начали
реализовываться 3 большие социальные программы:
- "Социально-психологическая поддержка обучения
и воспитания детей с аномалиями развития",
- "Творческое развитие личности",
- "Социальные службы помощи детям и молодежи".
Тогда же была разработана и начала реализовываться
программа "Дети Чернобыля" и другие.
Разработана квалификационная характеристика,
проясняющая границы компетентности и профессиональные
обязанности социального педагога, укрепляется его статус
в обществе. Разработан "Этический кодекс социальных
работников в Украине", который существует в более
чем 25 странах мира.
Вопросами социальной защиты и поддержки детства
занимаются различные Министерства и ведомства:
Министерство общего и профессионального образования,
Министерство труда и социального развития, Министерство
здравоохранения, Министерство юстиции.
Существуют организации, которые вносят большой вклад
в решение актуальных задач в социальной сфере - ЮНИСЕФ,
Христианский Детский Фонд, Украинская ассоциация
социальных педагогов и специалистов по социальной
работе, которая с 1994 года является членом
Международной федерации социальных работников.
С 1997 года до недавнего времени в Украине
реализовывался Проект "Социальное образование в Украине"
(координатор И.Д. Зверева).
Цель: предоставление возможности украинским специалистам
социальной сферы ознакомиться с системой социального образования и
практикой социальной работы в Западной Европе и Северной Америке,
обеспечение уровня подготовки будущих специалистов, который
соответствовал бы международным критериям.
Участниками проекта являлись преподаватели и студенты 30 учебных
заведений Украины, волонтеры и представители более 15 общественных
организаций, практики социальных служб молодежи и других ведомств,
зарубежные тренеры (19 человек из разных стран: США, Северная
Ирландия, Россия, Швейцария, Канада, Нидерланды, Шотландия, Латвия,
Великобритания, Хорватия, Венгрия).
В рамках проекта реализовывались несколько направлений:
- Ведется переподготовка и повышение квалификации
специалистов,
- разработаны модули обучения: "Теория и практика социальной
работы: профилактика негативных явлений" и "Теория и практика
социальной работы: менеджмент социальной работы" (Жуков В.И.,
Лютый В.П., Шендеровский К.С., Капская А.Й., Вайнола Р.Л.).
Более 100 практиков прошли двухнедельное обучение и получили
сертификаты. Еще около 100 специалистов будут иметь возможность
пройти переподготовку и повышение квалификации в этом году.
Планируется разработать модули "Теория и практика социальной
работы: социальное здоровье семьи" и "Социальная работа в сфере
здравоохранения: специфика работы социального работника".
- За это время были проведены 3 Международные летние школы
для волонтеров,
- планируется еще 2 таких школы для волонтеров и
представителей общественный организаций.
- В трех городах (Киев, Тернополь и Запорожье) созданы
ресурсные центры,
- которые создают базу данных специалистов, организаций,
осуществляющих работу в регионах, предоставляют
информационно-методические услуги, издают и распространяют
информацию и методические материалы (4500 изданий по проблемам
социальной педагогики). Все это позволяет решать вопрос
взаимодействия учебных заведений, клиентов, изучается и
обобщается педагогический опыт, проводится анализ потребности
специалистов социальной сферы в повышении квалификации.
- В рамках проекта инициируется развитие дистанционного
обучения социальных педагогов и социальных работников,
- учитывая изменения, которые произошли в последние 10 лет в
сфере высшего образования в мире (а именно, разработка программ
подготовки специалистов, способных работать в любой стране
Европейского Союза, а также развитие дистанционного обучения).
Разработаны курсы "Социальная педагогика" и "Технологии
социально-педагогической работы", ориентированные на 2 года
обучения специалистов с высшим образованием, работающих в
социальной сфере, но не имеющих специального образования.
Планируется обучение членов рабочих групп по разработке модулей
дистанционного обучения в Московской высшей школе социальных и
экономических наук.
- Семинары (за 2 этапа реализации проекта прошло 23
семинара для 900 его участников)
- являются дополнительным ресурсом получения и накопления
информации по актуальным для Украины вопросам в сфере социальной
сферы, так как тренеры семинаров - зарубежные специалисты. В
дальнейшем планируется еще 4 семинара в этом учебном году,
проведение семинаров украинскими тренерами в разных регионах
страны, привлечение представителей разных министерств и
практиков, представителей СМИ и общественных организаций,
согласование с ректорами и проректорами вузов Украины подходов к
подготовке студентов по специальностям "социальная педагогика" и
"социальная работа".
Актуальные вопросы разрабатывались на семинарах в рамках
проекта:
- Так, на семинаре "Социальное образование в Украине:
возможности нового проекта" (17.09.97) было принято решение
о создании рабочей группы по разработке стандартов
подготовки социальной педагогики и социальной работы.
- На семинаре "Социальная работа - новая профессия"
сравнивались стандарты и разрабатывались предложения
Министерству образования Украины по проблемам подготовки
социальных работников в Украине.
- На семинаре "методы социальной работы с детьми и
молодежью: национальные международные аспекты (3-8.1197, г.
Донецк) прошли занятия о моделях социальной работы в
Великобритании и Северной Ирландии, о законодательной базе
за рубежом.
- В 2000 году прошел семинар "Стандарты социальной работы
и программа подготовки специалистов социальной сферы",
- в 2001 году - "Подготовка студентов к практике" и
другие.
По итогам семинаров вносятся дополнения в содержание учебных
дисциплин, разрабатываются спецкурсы и модули по отдельным
направлениям, готовятся методические рекомендации.
В Украине проводились конференции, целью которых было решение
некоторых актуальных вопросов по организации подготовки и
проведению практики студентов по специальности "социальная
педагогика" (14-15.03.02 в Киеве - конференция преподавателей
"Проблемы организации практики студентов и разработка
спецкурсов", 15.03.02 в Запорожье - студенческая межрегиональная
конференция "Социальная педагогика: опыт организации практики
студентов" ).
За время реализации проекта обучены сотни профессионалов,
которые на основе полученного опыта способствуют дальнейшему
развитию социальной сферы в Украине. |
|
|
Идея и создание сайта, web-дизайн: Колонтаевская Елена Александровна
Последнее обновление 20.11.2005


| |