"Профориентация"
Программа учебной дисциплины
Автор: Шерешек Наталья Николаевна, г. Омск
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Начиная с определенного возраста, большинство людей оказываются
включенными в ту или иную деятельность, а значительная часть юности
уходит на подготовку к ней. Для этого важно не только овладеть
знаниями, но и выбрать вид деятельности, в наибольшей степени
соответствующий индивидуальным особенностям, а также с учетом
запроса рынка труда. Это становится важнейшим условием успешного
освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность.
Как показывает анализ реальных жизненных ситуаций, большинство
выпускников не имеют ясной жизненной перспективы, более 30 %
находятся в состоянии ярко выраженного стресса, одной из причин
которого является чувство социальной незащищенности. Более половины
выпускников высших и средних специальных учебных заведений в
последние годы оказываются невостребованными предприятиями и
организациями, вынуждены работать не по специальности.
Во всем мире накоплен богатый опыт по проблемам профориентации.
Опережающая профессиональная ориентация направлена на оптимизацию
профессионального самоопределения молодого человека в соответствии с
его желаниями, склонностями, способностями и
индивидуально-личностными особенностями, скорректированными с учетом
общественных потребностей, выявленных на рынке труда молодежи.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1. Профориентация как система
2. Формы и методы профориентации
3. Профессиональное самоопределение
4. Взаимосоответствие человека и его работы
5. Разнообразие мира профессий, классификация мотивов выбора
профессии
6. Психологическое профессиоведение
7. Представление о себе и проблема выбора профессии
8. Профконсультация. Научная формула выбора профессии
9. Профконсультация. Научная формула выбора профессии
10. Ранняя профориентация
11. Работа центра занятости
12. Работа кадровых агенств
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
- ТЕМА 1. Профориентация как система
История становления профориентации. Основные направления
профориентации. Понятие профориентации. Принципы государственной
политики в области профориентации. Основные направления развития
системы профориентации. Вопросы теории и основные концепции
профориентации
- Тема 2. Формы и методы профориентации
Ознакомительные, активизирующие деятельность и методы изучения
личности в целях профориентации
- Тема 3. Профессиональное самоопределение
Феноменология профессионального самоопределения.
Профессиональное самоопределение глазами педагогов, родителей,
врачей. Социологические, экономические, правовые аспекты
проблемы профессионального самоопределения. Общие представления
о системе обеспечения профессионального самоопределения. О
соотношении понятий профессиональное самоопределение,
профориентация, профконсультирование
- Тема 4. Взаимосоответствие человека и его работы
12 традиционных путей устранения несоответствия между человеком
и работой. Индивидуальный стиль деятельности. Карта-программа
для рассмотрения индивидуального стиля деятельности
- Тема 5. Разнообразие мира профессий, классификация мотивов
выбора профессии
Понятия: профессия, специальность, квалификация, должность,
труд. Профессия как общность людей, как область приложения сил,
как деятельность в определенной области проявления личности, как
реальность, творческиформируемая субъектом, классификация
мотивов выбора профессии
- Тема 6. Психологическое профессиоведение
Общее положение. Классификация профессий по признакам:
особенности предмета, целей, средств, условий труда. Формула
"Профессия".
- Тема 7. Представление о себе и проблема выбора профессии
Структура "Я". "Дерево личности". Социальный портрет.
Профессиональные пробы. Система свойств личности как
составляющая информационной базы для осознанного выбора
профессии. Классификация мотивов выбора профессии
- Тема 8.Профконсультация. Научная формула выбора профессии
Определение профконсультации. Основные задачи, виды
профконсультаций. Классификация профконсультационных
консультаций. Фазы, основные правила, типичные ошибки
профконсультирования. Научная формула выбора профессии
- Тема 9. Профпригодность
Понятие. Профессиональноценные качества личности. Слагаемые
профпригодности. Степени профпригодности
- Тема 10. Ранняя профориентация
Развитие дошкольника как субъекта труда. Профориентационная
работа в школе. Внешкольная работа по профориентации
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- 1.Захаров И.Н., Симоненко В.Д. Пофориентация школьников, -
М., 89
- 2.Сазонов А.Д, Симоненко В.Д., Аванесов В.С., Бухалов В.И.
Профориентация учащихся, - М., 88
- 3.Чистякова С.И. Основы профориентации школьников, - М., 83
- 4.Профориентация молодежи - М., 89
- 5.Овчарова Справочная книга школьного психолога - М., 96
- 6.Руденский Книга практического психолога
- 7.Климов Психология профессионального самоопределения
- 8.Ярошенко В.В. Школа и психология самоопределения учащихся
- Киев, 83
- 9.Краснов В.А. Самая лучшая профессия. - Свердловск, 89
- 10.Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию - М., 91
- 11.Профконсультационная работа со старшеклассниками/Под ред.
Б.А. Федоришина - Киев, 80
- 12.Психологические тесты - М., 96
- 13.Краткий психологический словарь - М., 89
- 14.Психолого-педагогические проблемы профессионального
консультирования - М., 83
- 15.Гейжан Н.П. Теория и практика профессионального
консультирования - М., 91
- 16.Гютюнник В.И. Начальный этап онтогенеза субъективного
творческого труда - М., 99
- 17.Пряжников Н.С. Игровой метод в профориентации - Пермь, 85
- 18.Пряжников И.С. Деловая игра как средство активизации
учаихся в профессиональном самоопределении // Вопросы психологии
- 1987.-№ 4
|
|
|