Социальная педагогика/социальная работа

http://socpedagogika.narod.ru

"Профориентация"

Программа учебной дисциплины

Автор: Шерешек Наталья Николаевна, г. Омск

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Начиная с определенного возраста, большинство людей оказываются включенными в ту или иную деятельность, а значительная часть юности уходит на подготовку к ней. Для этого важно не только овладеть знаниями, но и выбрать вид деятельности, в наибольшей степени соответствующий индивидуальным особенностям, а также с учетом запроса рынка труда. Это становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность.

Как показывает анализ реальных жизненных ситуаций, большинство выпускников не имеют ясной жизненной перспективы, более 30 % находятся в состоянии ярко выраженного стресса, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности. Более половины выпускников высших и средних специальных учебных заведений в последние годы оказываются невостребованными предприятиями и организациями, вынуждены работать не по специальности.

Во всем мире накоплен богатый опыт по проблемам профориентации. Опережающая профессиональная ориентация направлена на оптимизацию профессионального самоопределения молодого человека в соответствии с его желаниями, склонностями, способностями и индивидуально-личностными особенностями, скорректированными с учетом общественных потребностей, выявленных на рынке труда молодежи.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1. Профориентация как система
2. Формы и методы профориентации
3. Профессиональное самоопределение
4. Взаимосоответствие человека и его работы
5. Разнообразие мира профессий, классификация мотивов выбора профессии
6. Психологическое профессиоведение
7. Представление о себе и проблема выбора профессии
8. Профконсультация. Научная формула выбора профессии
9. Профконсультация. Научная формула выбора профессии
10. Ранняя профориентация
11. Работа центра занятости
12. Работа кадровых агенств

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

  • ТЕМА 1. Профориентация как система
    История становления профориентации. Основные направления профориентации. Понятие профориентации. Принципы государственной политики в области профориентации. Основные направления развития системы профориентации. Вопросы теории и основные концепции профориентации

     

  • Тема 2. Формы и методы профориентации
    Ознакомительные, активизирующие деятельность и методы изучения личности в целях профориентации

     

  • Тема 3. Профессиональное самоопределение
    Феноменология профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение глазами педагогов, родителей, врачей. Социологические, экономические, правовые аспекты проблемы профессионального самоопределения. Общие представления о системе обеспечения профессионального самоопределения. О соотношении понятий профессиональное самоопределение, профориентация, профконсультирование

     

  • Тема 4. Взаимосоответствие человека и его работы
    12 традиционных путей устранения несоответствия между человеком и работой. Индивидуальный стиль деятельности. Карта-программа для рассмотрения индивидуального стиля деятельности

     

  • Тема 5. Разнообразие мира профессий, классификация мотивов выбора профессии
    Понятия: профессия, специальность, квалификация, должность, труд. Профессия как общность людей, как область приложения сил, как деятельность в определенной области проявления личности, как реальность, творческиформируемая субъектом, классификация мотивов выбора профессии

 

  • Тема 6. Психологическое профессиоведение
    Общее положение. Классификация профессий по признакам: особенности предмета, целей, средств, условий труда. Формула "Профессия".

 

  • Тема 7. Представление о себе и проблема выбора профессии
    Структура "Я". "Дерево личности". Социальный портрет. Профессиональные пробы. Система свойств личности как составляющая информационной базы для осознанного выбора профессии. Классификация мотивов выбора профессии

 

  • Тема 8.Профконсультация. Научная формула выбора профессии
    Определение профконсультации. Основные задачи, виды профконсультаций. Классификация профконсультационных консультаций. Фазы, основные правила, типичные ошибки профконсультирования. Научная формула выбора профессии

 

  • Тема 9. Профпригодность
    Понятие. Профессиональноценные качества личности. Слагаемые профпригодности. Степени профпригодности

 

  • Тема 10. Ранняя профориентация
    Развитие дошкольника как субъекта труда. Профориентационная работа в школе. Внешкольная работа по профориентации

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • 1.Захаров И.Н., Симоненко В.Д. Пофориентация школьников, - М., 89
  • 2.Сазонов А.Д, Симоненко В.Д., Аванесов В.С., Бухалов В.И. Профориентация учащихся, - М., 88
  • 3.Чистякова С.И. Основы профориентации школьников, - М., 83
  • 4.Профориентация молодежи - М., 89
  • 5.Овчарова Справочная книга школьного психолога - М., 96
  • 6.Руденский Книга практического психолога
  • 7.Климов Психология профессионального самоопределения
  • 8.Ярошенко В.В. Школа и психология самоопределения учащихся - Киев, 83
  • 9.Краснов В.А. Самая лучшая профессия. - Свердловск, 89
  • 10.Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию - М., 91
  • 11.Профконсультационная работа со старшеклассниками/Под ред. Б.А. Федоришина - Киев, 80
  • 12.Психологические тесты - М., 96
  • 13.Краткий психологический словарь - М., 89
  • 14.Психолого-педагогические проблемы профессионального консультирования - М., 83
  • 15.Гейжан Н.П. Теория и практика профессионального консультирования - М., 91
  • 16.Гютюнник В.И. Начальный этап онтогенеза субъективного творческого труда - М., 99
  • 17.Пряжников Н.С. Игровой метод в профориентации - Пермь, 85
  • 18.Пряжников И.С. Деловая игра как средство активизации учаихся в профессиональном самоопределении // Вопросы психологии - 1987.-№ 4

Идея и создание сайта, web-дизайн: Колонтаевская Елена Александровна
Последнее обновление 20.11.2005



Hosted by uCoz