Первого сентября 2001 года фактически заканчивается
действие переходных положений Конституции Украины и вводится в
действие новый Уголовный кодекс. Необходимость этого шага ни у кого
не вызывает сомнения. Проблема состоит в другом: как перейти от
устаревшей практики наказания правонарушителей к новой с наименьшими
потерями. Чтобы получить представление о дальнейших шагах на пути
реформирования, необходимо четко и ясно осознавать, какие проблемы
существуют сегодня. Другими словами, откуда мы идем и что нас как
граждан Украины должно волновать больше всего. Вдумчивым читателям
предлагаются результаты социологического исследования, которые
помогут получить более четкое представление о масштабах и сути
существующих проблем.
Респондентам было предложено оценить действующую судебно-правовую
систему, т. е. выбрать один из тезисов, который, по их мнению, более
всего соответствует реальному положению дел:
1. Органы нашей правоохранительной системы (милиция и суд) одинаково
защищают интересы любого гражданина страны, являются достаточно
объективными и неподкупными.
2. Недостаточная квалификация следователей и судей иногда приводит к
нарушению законов.
3. Правоохранительная система в первую очередь защищает интересы
высокопоставленных чиновников и депутатов.
4. На данный момент правоохранительная система страны коррумпирована
и в основном защищает интересы тех, кто имеет возможность вовремя
дать крупную взятку.
Как видно из вопросов, мы фактически предложили респондентам
высказать свое отношение к непредвзятости нашей судебно-правовой
системы. Можно найти обоснованные ответы на вопрос: почему
осужденные, в условиях лишения свободы не воспринимают наказание как
справедливое. Но тот факт, что никто из гражданских респондентов не
решился назвать судебную практику объективной, вызывает тревогу.
Обычные граждане солидарны с осужденными, что можно рассматривать
как антиправовую ориентацию общества. Учитывая то, что
преимущественное большинство респондентов принадлежат к возрастной
группе 18-23 года, такое отношение к закону закладывает фундамент
дальнейшей девиации поведения.
Полученные результаты можно интерпретировать достаточно широко,
но безусловно одно: власть государства достигла такого уровня, что
каждого свободного человека при желании можно осудить. С одной
стороны, государство создало такие условия, когда невозможно,
соблюдая законы, поддерживать достаточный уровень жизни. С другой
стороны, самые высокие стандарты потребления стараниями рекламной
индустрии и при молчаливом согласии государства стали жизненными
целями обычных граждан. Если цель очерчена, то должны быть
предложены легальные и доступные для большинства населения
пути ее достижения (аксиома государственного управления).
Только 3,9 % работников структур, занимающихся исполнением
наказаний, и 16,3 % представителей правоохранительных органов
убеждены в объективности правоохранительной системы, но, как мы
видим, количественный разброс между группами респондентов достаточно
велик
— 3,9 — 16,3). Заметна закономерность: чем более
высокое положение в системе судопроизводства занимает
опрашиваемый, тем сильнее он защищает саму систему.
1,8 % осужденных, 9,6 % гражданских, 7,8 % работников Управления
исполнения наказаний (УИН) и 11,6 % представителей
правоохранительных органов считают, что судебно-правовая система
требует корректировки в соответствии с современными нормами. Если
вспомнить, что осужденные — это вчерашние обычные граждане, то
почему среди заключенных количество положительно оценивающих
юридическую систему резко сокращается в 5,3 раза? На
наш взгляд, данное изменение мнений свидетельствует о наличии таких
отношений между правоохранительными органами и подозреваемыми во
время следствия и суда, которые не отвечают международным стандартам
требований к правоохранительным профессиям. Низкий уровень
квалификации следователей и судей - главная причина недееспособности
системы: расследование и суд выглядят, как фарс, а наказание
утрачивает легитимность.
Если результаты ответов на первый и второй вопрос этого блока
объединить, то в среднем только 12,7 % респондентов считают, что
судебно-правовая система выполняет свою роль в обществе, а в
повышении профессионального уровня ее представителей нуждается
только в рабочем порядке. Но 83,3 % респондентов придерживаются
другого мнения.
30,8 % граждан в нашем опросе убеждены в том, что юридическая
система Украины приспособлена исключительно к запросам номенклатуры.
Этой же точки зрения придерживаются и 21,6 % работников структур,
исполняющих наказания, 34,2 % осужденных и 46,6 % представителей
правоохранительных органов, что в среднем составляет 33,3 %. Таким
образом, ровно треть респондентов считает, что «связи» в структурах
власти помогают избежать наказания. Это означает наличие
«телефонного права» и параллельное существование юридических систем
— для «своих» и для «чужих». Депутатская неприкосновенность,
иммунитет против уголовного преследования судей и высших должностных
лиц (резонансные уголовные дела последних лет) и
круговая порука среди служащих в органах внутренних дел являются
только штрихами к портрету государственного служащего. В остальном
же имидж должностных лиц формирует стиль жизни и поведение
должностных лиц.
Преимущественное большинство опрошенных (в
среднем 54 %) считают судебно-правовую систему Украины полностью
коррумпированной. Каждый, имея большие деньги, может оставаться
безнаказанным, совершив даже тяжкое преступление. Показательно то,
что работники УИН больше всех убеждены в тотальной коррупции
правоохранительных органов. Они, как и осужденные, видят себя
заложниками существующей судебной практики. Работники системы
исполнения наказаний своих «клиентов» не выбирают — им их поставляет
судебно-правовая система. Именно поэтому нами был разработан
контрольный блок вопросов, определяющих отношение респондентов к
результатам деятельности правоохранительных органов, а именно,
ответить на вопрос «Кто находится в учреждениях по исполнению
наказаний?»:
1) все приговоренные к лишению свободы- преступники;
2) многие отбывают слишком суровое наказание, а порой и вовсе
несправедливое;
3) наказания отбывают в основном не имеющие связей в верхних
эшелонах власти;
4) наказание отбывают только те, кто не смог откупиться от следствия
и суда.
Только 7,8 % опрошенных работников УИН считают, что в тюрьмах
Украины находятся неисправимые преступники, которым только там и
место; 29,4 % опрошенных думают, что многие осуждены несправедливо,
то есть слишком строго; 23,5 % опрошенных считают, что в тюрьмы
попадают только те, кто не имеет связей в структурах власти, а 39,3
% работников тюрем убеждены, что в местах лишения свободы
оказываются лишь те, кто не смог вовремя дать взятку и избежать
наказания. Такое отношение к спецконтингенту, при отсутствии четко
определенной и, подчеркиваю, соответственно профинансированной
государственной пенитенциарной доктрины, привело к тому, что в
учреждениях по исполнению наказаний возникла уникальная по своей
бессмысленности ситуация. За те деньги, которые государство тратит
на содержание заключенных, нормально прокормить, обеспечить
санитарные нормы и соответствующее медицинское обслуживание
невозможно. Заработная плата служащих УИН низкая и не соответствует
тому риску и психологическому давлению, которым они подвергаются.
Таким образом, осужденные и работники УИН (воспитатели) очутились в
одной лодке. Единственный выход для них в этой ситуации — закрывать
глаза на ряд нарушений. Именно эти нарушения и дают возможность
осужденным выжить, а работникам УИН улучшить свое материальное
положение. При этом как осужденные, так и работники УИН кровно
заинтересованы в том, чтобы в места лишения свободы проникало как
можно больше запрещенных товаров и денег. Другими словами, в УИН
существует только теневая система, как производства, так и
перераспределения материальных благ. Отношения на грани коррупции в
УИН стали нормой.
В местах лишения свободы человек должен переосмыслить свое
поведение. Теоретически, находясь в отличных условиях, приговоренный
отбывать наказание должен прийти к выводу, что жить честно — лучше и
выгодно ему самому. Честный труд в УИН на протяжении определенного
судом срока и нормальные межличностные отношения должны были бы
привить нормы честной жизни. Именно эта цель долгие годы
декларируется на всех уровнях. Но, оказывается, жить честно даже в
местах лишения свободы невозможно. Средняя заработная плата
осужденного в УИН — 1,01 гривни за трудодень. Каждый осужденный
очень скоро убеждается, что без нелегальных действий человек в УИН
просто приговорен к смерти или к существованию за пределами
человеческого достоинства. Поэтому заключенным приходится либо
приспосабливаться к системе неформальных отношений, либо погибать
без лекарств, еды и коллективной поддержки. Но именно такой образ
жизни и привел большинство заключенных в места лишения свободы.
Бессмысленность ситуации состоит в том, что морально-психологический
климат выживания в УИН ничем по сути не отличается от общей
атмосферы на воле: бедность + безработица = нелегальные действия.
Таким образом, вместо ресоциализации, происходит дальнейшая
криминализация личности осужденного.
Исследования показали, что 62,8 % служащих пенитенциарной системы
убеждены, что действующая судебная система Украины соответствует
интересам номенклатуры и богатых преступников, а приговоры
нелегитимны. Возникает ряд сложных вопросов в отношении работников
УИН, без ответов на которые реальное реформирование системы
исполнения наказаний выглядит проблематичным.
•Если работники УИН убеждены, что служат орудием несправедливости,
то почему они не поменяют профессию? В конце концов, это свободные
люди, и им выбирать, чему, кому и, главное, как служить.
• Если они на опыте знают, кто и за что находится в местах лишения
свободы, то почему не требуют от правительства более решительных
действий по реформированию судебной системы?
•Если недостаточное финансирование системы заставляет прибегать к
неформальным отношениям с заключенными и к теневой деятельности в
сфере использования человеческих и материальных ресурсов УИН, то
почему мы не видим активного движения в направлении легализации
такой практики? Выходит, что правонарушителей стерегут
правонарушители.
69,3 % обычных граждан считают, что в тюрьмах находятся лица, не
имеющие покровителей в кабинетах власти и вовремя не давшие взятки.
Что касается взяточничества, должен повторить, что 39,3 % работников
пенитенциарной системы придерживаются этой же точки зрения, а еще
23,5 % убеждены в том, что в тюрьму попадают в основном люди без
связей в государственных структурах. Фактически, наше
судопроизводство утратило авторитет не только среди обычных граждан,
но даже среди представителей правоохранительных органов. Сами
сотрудники МВД и МЮ должны были бы воздержаться от таких радикальных
оценок своей деятельности, но, как видим, их ответы почти совпадают
с ответами респондентов из других групп.
Служащим УИН было предложено по пяти-бальной системе оценить
факторы, препятствующие их эффективной работе в местах лишения
свободы. Сами факторы были идентифицированы сотрудниками системы в
результате обработки открытого вопроса: «Поставьте в порядке
негативного влияния факторы, препятствующие успешной работе с
заключенными в местах лишения свободы». Те факторы, которые
респонденты указывали наиболее часто, были формализованы и
систематизированы при составлении шкалы. Тринадцатым был вопрос:
«Добавьте от себя, что не учтено», но ни один из 244 респондентов не
предложил какого-то принципиально нового неучтенного фактора.
За исключением пяти студентов-заочников пенитенциарного
факультета Киевского института внутренних дел, которые считают, что
низкая квалификация сотрудников УИН является
наиболее актуальной проблемой перевоспитания заключенных, все
остальные из опрошенных убеждены, что именно несоответствие
действующего законодательства и лишение свободы за мелкие
преступления препятствуют ресоциализации осужденных.
Если сейчас не реформировать работу МВД, судебной
и пенитенциарной систем, то через десять лет мы превратимся в нацию
преступников. На сегодняшний день каждый четвертый взрослый украинец
мужского пола отбывал наказание или находился под следствием, то
есть имеет уголовный опыт и соответственно относится к
правоохранительным органам. Не вызывает сомнения, что сегодня
судебная система не работает надлежащим образом, и до стандартов
правового государства нам еще очень далеко. Сколько лет велась
дискуссия об отмене смертной казни. Наконец, решение
Конституционного Суда поставило точку в этом деле. Но ведь каждому,
кто внимательно читал Конституцию, было понятно, что смертная казнь
противоречит ее основным положениям.
Еще один пример. По оценке специалистов
(В. Дремин), 75 % статей старого Уголовного кодекса позволяли
заменить заключение альтернативным наказанием. Этот факт
свидетельствует о том, что недостаточно иметь
соответствующие или вводить новые законы — нужно добиваться их
соблюдения должностными лицами. 35,9 % лиц, против которых было
возбуждено уголовное дело в 2000 году, попали в места лишения
свободы. Много это или мало? По нашему мнению, чрезвычайно много.
Более того, такой высокий показатель обвинительных приговоров
свидетельствует об отсутствии альтернативных наказаний.
Например, в Великобритании, где альтернативные
наказания (без лишения свободы) используются достаточно широко,
только 3 % заключенных попадают в тюрьмы, где содержатся 56 тыс
действительно опасных преступников. Сегодня в Украине количество
осужденных снова достигло 230 тыс. Когда в нашем законодательстве
будут учтены современные требования, мы будем иметь в местах лишения
свободы не более 50 тыс. заключенных. Почему так важно привести нашу
судебную систему в соответствие сегодняшней ситуации? Ответ на этот
вопрос должны дать органы, занимающиеся социальной политикой,
которым следует руководствоваться не эмоциональными призывами к
войне с преступностью, а взвешенными рекомендациями криминологов и
психологов.
Выводы
1. На протяжении истории наказания постоянно изменялись, но даже в
современных условиях очень сложно установить, кто, за что и на
сколько должен быть осужден. Необходимо добавить, что, независимо от
того, какие наказания применяло то или иное государство, население
всегда осуждало его за мягкое отношение к преступникам. Но в тех
государствах, где отношение к преступлению более толерантное,
преступность значительно ниже. Наш опрос выявил обратную тенденцию:
население более солидарно с преступником, чем с государством и
воспринимает существующую практику наказаний как нелегитимную.
2. Работники пенитенциарной системы постоянно
обращаются в Министерство юстиции с просьбами заставить суды
применять альтернативные наказания, а также каждый год выступают
инициаторами массовых амнистий. В результате амнистии 1999 года было
освобождено 16 700 лиц, и только 0,13 % (то есть 22 человека) на
протяжении года совершили преступление повторно. Кстати, термин
«амнистия» на Западе используется в случае освобождения из тюрем
политических противников, — в результате коалиции (примирения)
оппозиции с правительством или в случае прихода оппозиции к власти.
В Европе, например, массовая амнистия преступников невозможна. Это свидетельствовало бы о
несправедливости судебной системы или о приходе криминала к власти.
Поэтому легитимное правительство никогда не пойдет на амнистию.
Необходимо создать такой уголовный кодекс, практическое применение
которого снимет потребность в регулярных амнистиях.
3. Недостаточное государственное финансирование
пенитенциарной системы, недостатки в кадровой и информационной
политике Госдепартамента по исполнению наказаний, применение насилия
работниками милиции (выбивание доказательств), нелегитимность
судебных приговоров в глазах осужденных (несоответствие совершенного
преступления наказанию, а также коррупция) грозят волной протестов и
даже бунтов в УИН. Реформа только исполнительной системы обречена на
неудачу без надлежащего материально-технического, кадрового и
законодательного обеспечения, направленного на «разгрузку системы»
исполнения наказаний и поэтапный переход от экстенсивного к
интенсивному положению. Необходимо существенно пересмотреть правовые
и этические основы наказания в государстве и отделить систему
исполнения наказаний (поскольку она является педагогической,
социальной службой) от МВД и прокуратуры. Это означало бы дальнейшую
демилитаризацию системы исполнения наказаний и введение службы
апробации. Необходимо также учесть опыт западных стран, использующих
стратегии, предотвращающие социальное и информационное давление на
потенциальных правонарушителей.