Социальная /дошкольная педагогика

http://socpedagogika.narod.ru

"ИНТЕРВЬЮ С КООРДИНАТОРОМ ДЕТСКОГО ХРИСТИАНСКОГО ФОНДА ИРИНОЙ ДМИТРИЕВНОЙ ЗВЕРЕВОЙ "

Интервью провел главный редактор А. В. Губенко.

Источник: ПРАКТИЧНА ПСИХОЛОГІЯ ТА СОЦІАЛЬНА РОБОТА, № 5, 2002. - С.49 - 52.  

 

 

От редакции. Этот год — во многом юбилейный для социальных педагогов и социальных работников Украины. Ровно десять лет назад возникли первые факультеты социальной работы, десять лет назад в Украине началась деятельность системы социальных служб для молодежи. Мы рады поздравитъ с юбилеем Ирину Звереву, члена редколлегии нашего журнала, редактора отдела социальной работы — одну из, без преувеличения, основоположниц науки "Социальная работа/социальная педагогика" в Украине, одну из создательниц отечественных социальных служб, автора первой докторской диссертации по социальной педагогике в отечественной науке, известного ученого. Она так же молода, как и наука, которую она представляет, и о которой рассказывает в своем интервью.  Здесь и далее в интервью А. В, Губенко —А. Г., И. Д. Зверева —  И.З.

А. Губенко: Вы известны в Украине и за ее пределами как одна из создателей системы практической социальной работы и соответствующей сферы знаний — науки и Социальная педагогика и социальная работа" в нашей стране. Что, на ваш взгляд, было достигнуто, совершено, сделано полезного в этой области за прошедшие годы?

И. Зверева: Первое, что я хотела бы отметить — это то, что мне в жизни везло на интересных людей, неординарных, которые в какой-то мере повлияли и на мое становление как личности, и на профессиональное становление. Я занимаюсь социальной работой не так давно, да и самой социальной работе и социальной педагогике в Украине не так уж много лет... А началось все с того, что меня пригласили на должность заместителя директора Украинского государственного центра социальных служб для молодежи. Именно с этого момента и начался мой путь в социальной работе. Всего 10 лет в прошлом году исполнилось первым факультетам, которые начали готовить социальных педагогов и социальных работников, именно в европейском понимании этого слова. В этом году также исполняется 10 лет Украинской ассоциации социальных педагогов и специалистов по социальной работе, которая была заложена первыми инициаторами этого движения в Украине — моими коллегами, в частности Сидоровым Владимиром Николаевичем, Ларисой Григорьевной Коваль, Галиной Михайловной Лактионовой. Действительно, наша наука очень молода. С того времени, как я начала работать в центре социальных служб для молодежи, мы сделали, как мне кажется, очень много (я говорю "мы", потому, что это не только мое дело). Один из результатов работы на сегодняшний день — это создание методологической основы развития самой системы социальной службы для молодежи и методологии социальной работы в целом. Со мной начинали работать люди, которые привнесли очень много в эту сферу, в свое время пришедшие туда как новички. Среди них — Зинаида Георгиевна Зайцева, Галина Михайловна Лактионова, Александр Иванович Пилипенко, Иван Алексеевич Хохленков. Из тех молодых людей, которые участвовали в разработке основ деятельности социальных служб, кто задержался в социальной работе, кто пошел дальше. За два года работы этим нашим маленьким коллективом сделано около 30 публикаций, что фактически дало в руки работникам социальных служб для молодежи ориентировочный материал для деятельности. В это время появляются идеи создания учебника "Социальная педагогика/социальная работа". Над ним работал творческий коллектив, в составе которого следует назвать прежде всего Ларису Георгиевну Коваль (тогда она была заведующей кафедрой педагогики Киевского государственного университета имени Шевченко), а также Светлану Хлебик, которая тогда работала над проблемами семейного воспитания — нам казалось, что очень важно включить в учебник ещё и этот компонент. Интересно отметить, что сегодня, на фоне уже созданных учебников, напечатанных после этого, наш не потерял актуальность. В это же время появляется возможность открытия проекта по социальному образованию в Украине, координатором которого я сейчас работаю в Украине. Он стартовал в 1997 году и осуществлялся при поддержке ЮНИСЕФ. К сожалению, просуществовал этот проект только один год. Впоследствии при поддержке наших коллег — Международной организации социальных работников, членом которого является Украинская ассоциация социальных педагогов и специалистов социальной работы, к нам помогли найти новых партнеров по осуществлению этого проекта. Одним из них стал Христианский детский фонд. Благодаря усилиям ныне покойного Андрея Владимировича Муравьева-Апостола, бывшего генерального секретаря Международной ассоциации социальных работников, его жены Эллен Муравьев-Апостол, которая до сих пор является не просто нашим партнером, а уже и другом (и я смею сказать — моим персональным другом), мы получили поддержку со стороны правительства Швейцарии. Сам проект очень многокомпонентный, о нем уже сообщалось на страницах вашего журнала в прошлом году в четвертом номере. И в этом году в третьем, пятом и других номерах у читателей есть возможность познакомиться с результатами проекта и деятельностью Христианского детского фонда. Наша команда осуществляет для Украины, как мне кажется, очень важное дело. Используя потенциал общественных организаций, мы способствуем развитию демократического общества, обучая социальных работников и социальных педагогов, тем самым повышая качество социальных услуг. И не только обучая, но и помогая освоить новые методы и методики.

А. Г.: Что из достигнутого в практическом плане можно было бы особо выделить, чем вы, на Ваш взгляд, могли бы гордиться? Учитывая то, что вы начинали, фактически, с "нуля"...

И. 3.: Повторюсь, но одним из важнейших достижений было создание сети социальных служб в Украине, системы практической социальной работы. Один из моментов — это непосредственное участие в подготовке и проведении программы "Социальное образование в Украине", о котором я уже говорила. Я бы еще упомянула о том, что когда мы работали в службе, наша команда явилась инициатором создания закона "О социальной работе с детьми и молодежью в Украине", который, с одной стороны, поддержал ратификацию Конвенции ООН о правах ребенка здесь, в Украине, и, с другой стороны, поставил на законодательную основу социальную работу с детьми и молодежью. Насколько мне известно, он уже принят Верховным Советом. Не уверена, что в разработанной нами редакции. Но сама эта идея была нашей. Можно сказать, что центрам социальных служб для молодежи больше повезло, чем другим организациям, потому, что они развивались на базе закона "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине", который был принят в 1992 году. После этого начала развиваться сама система социальных служб для молодежи. Но те вопросы, которые касались социальной работы и социальной поддержки детей и молодежи, — они не были четко обозначены, поэтому нужна была законодательная основа. Возглавляемая Светланой Толстоуховой команда, работающая сейчас в системе социальных служб для молодежи, сделала очень много по продвижению целого ряда законодательных актов, которые касаются и детства; и социальной работы, и молодежи. И я горда тем, что имела к этому отношение.

А. Г.: В этой связи какие вы видите лерспективы развития отечественной социальной педагогики и социальной работы? Ее ближайшее и отдаленное будущее...

И. 3.: Вопрос, конечно, интересный... Как: говорится, мы не боимся ваших вопросов, мы боимся своих ответов. В Украине уникальная ситуация с развитием социальной педагогики и социальной работы потому, что развивается одновременно две профессии: социального работника, которая относится к сфере труда и защиты населения, и параллельно очень интенсивно развивается профессия социального педагога. Поэтому у нас и Ассоциация называется очень "хитро" — "Украинская ассоциация социальных педагогов и специалистов по социальной работе", чтобы охватить всю социальную сферу. И, если говорить о моей точке зрения на развитие социальной педагогики и социальной работы в Украине, хотелось, чтобы это была одна профессия, потому, что социальные педагоги работают как социальные работники и в сфере образования, и здравоохранения, и в пенитенциарной системе, и в органах внутренних "дел. И поэтому желательно было бы в ближайшее время определиться в основных тенденциях развития единой, унифицированной профессии. Социальный работник — это не только сотрудник органов социального обеспечения, который ведет патронаж за по жилыми, имеет дело с людьми с особыми потребностями, это очень активная позиция человека, который является посредником между личностью и государством, посредником во взаимоотношениях "ребенок -родитель", "родители — школа", "школа — органы народного образования и так далее. Сфера проявления его посреднических функций огромна. Также как и сфера его знаний и умений. Это человек, работающий непосредственно с людьми, и без знаний педагогики, социальной педагогики психологии, физиологии, то есть целого комплекс; гуманитарных знаний, не сможет работать. Как отмечают наши коллеги, в частности Эллен Муравьев Апостол, социальная работа в Украине уже находится на стадии эволюции, а это еще более ответственно чем в период революции. Социальный работник — очень многогранная профессия, которая дает возможность не только оказывать помощь людям, но и, прежде всего, самому развиваться.

А. Г.: В этом контексте, какой вы видите роль между народных проектов, в том числе тех, в которых Вы участвуете?

И. 3.: Если говорить о Христианском детском фонде, где я работаю координатором программ, то основной программой в социальной сфере является именно программа "Социальное образование в Украине". Мы сотрудничаем с очень многими международными программами, которые осуществляют социальный патронаж, сопровождение, социальную поддержку различным категориям населения. Здесь бы мне хотелось сказать: очень хорошо, что существуют международные проекты, которые помогают развивать профессию, но любой международный проект, любые донорские средства предполагают развитие внутренних резервов. И поэтому лоббирование проблем социальной работы с детьми и молодежью для продвижения этой сферы в Украине — это цель всех совместных проектов. Ни один проект не долговечен; он, как правило, только стимулирует, поддерживает какую-либо идею, и потом она, выходя на новый виток своего развития, должна получить и другие дополнительные средства для существования. Организаторы любого международного проекта надеются на то, что те деньги, которые вложены в ту или иную работу, не пропадут даром, а идея в дальнейшем будет поддержана государством и будет развиваться. Что программа "Социальное образование в Украине", дает для развития социальной работы? Недавно состоялась конференция по итогам первого года второго этапа этой программы. По тем результатам, которые были представлены. Можно говорить, что она имеет большое значение для Украины, Программа дает возможность для отработки механизмов партнерства в социальной сфере, направлена на улучшение уровня благополучия детей в Украине.

А. Г.: А какие нерешенные проблемы, трудности, противоречия, может быть, существуют в этой сфере, над которыми еще нужно работать социальным работникам?

И. 3.: Естественно было бы неинтересно жить, если бы все было гладенько и так, как ты хочешь. И как известно» преодоление трудностей обеспечивает прогресс. Здесь можно говорить о трудностях и противоречиях не только в среде социальных работников, а о противоречиях в развитии самой социальной работы, прежде всего как направления деятельности, как профессии. А это и экономические трудности, и политические, которые не дают возможности развиваться этой специальности. На социальной работе очень многие делают себе имидж благотворителя, "благодетеля", — и политики, и общественные деятели. Декларируемая социальная помощь часто оказывается одноразовым подаянием, которое не приносит ожидаемой пользы. Идея социальной работы состоит в том, что, согласно известной легенде, не всегда надо давать человеку рыбу, чтобы его накормить, а нужно в определенный момент научить его держать удочку и ловить рыбу для того, чтобы в дальнейшем он смог прокормить себя сам. Один из принципов социальной работы говорит о том, что необходимо учиться помогать себе самому. Мне первое время казалось, что это эгоистично, в связи с нашим коллективистским сознанием, но человек живет, и если он здоров и в здравом уме — ему стыдно надеяться на помощь других, она ведь может придти, а может и нет. Он должен надеяться прежде всего на себя, на свои внутренние ресурсы, возможности, и только потом опираться на окружение, рассчитывать на помощь других людей. А когда человек надеется на то, что кто-то будет вести его всю жизнь, то это стимулирует психологию инфантилизма, потребительства, иждивенчества. Я всегда удивляюсь, когда вижу родителей, которые беспокоятся о 30-летнем "ребенке", чтобы он поел, был обут, одет... Я понимаю, когда это происходит на первых этапах жизни в школе, когда надо ребенку помочь приобрести уверенность в себе, но патронирование "великовозрастного..." — это уже не в интересах ребенка. Социальное патронирование — это термин социальной работы, не предполагающий длительного действия. Задача социального работника — помочь человеку, клиенту найти в себе тот ресурс, который даст ему возможность жить и действовать самостоятельно. Одна из трудностей - это политическая недооценка значения социальной помощи. Я не хочу вспоминать бюджет, то, какие мизерные средства выделяются на социальную работу, ведь здесь можно с грустью вспоминать бюджет и образования, и культуры, других, социальных сфер. Я понимаю, что техника и тяжелая промышленность обеспечивают экономический потенциал страны, но хотела бы уточнить, что его обеспечивают прежде всего люди, которые живут в этой стране. И если не дать им возможность развиться, то вряд ли потом будут развиваться технологии и машиностроение. Игнорирование потребностей людей со стороны государства вызывает агрессию со стороны граждан, что всегда приводит, к негативным результатам. Молодежь и дети — это сейчас совершенно другая генерация, они в какой-то мере умнее нас, душевнее, возвышеннее. Иногда мы этого стараемся не замечать. Живем в своих стандартах. Конфликт поколений, как и конфликт между государством и обществом, существовал всегда. Задача социальной работы — прогнозировать разрешение этих конфликтов. Одни родители находят с ребенком общий язык, вплоть до его совершеннолетия, когда он выбирает самостоятельный путь, а есть родители, которые с самого рождения не могут найти взаимопонимания с ним. Так же можно транслировать этот образ на государство. Есть государство, которое понимает своих граждан и пытается им помочь или хотя бы не мешать, и есть государство, которое лишь терпит то, что новые граждане растут здесь, рядом. Детьми и молодежью следует заниматься намного активнее и давать им более широкие возможности в поисках себя, с этой целью, в частности, развивать их творческие способности, а также сферу досуга, более широко обеспечивать право на работу...

А. Г.: Раз у нас речь зашла о молодежи, то, что бы вы, как состоявшийся и маститый ученый пожелали нашей молодежи, которая приходит сейчас в науку, в социальную работу и социальную педагогику, в практическую психологию? В каком направлении им необходимо работать над собой, каковы мировоззренческие и ценностные ориентиры, на которые нужно равняться?

И. 3.: Если мы говорим о ориентирах, о ценностных ориентациях, то они уже выписаны столетиями, в давно известной нам книге — Святом писании и, может быть, их не десять заповедей, а значительно больше, потому, что каждый человек для себя определяет тот минимум и максимум ценностных ориентации, которых он будет придерживаться в своей жизни. Опять-таки, задача социальной работы состоит в том, чтобы поддержать в человеке сознание духовных ценностей, чтобы не было такого, что соблюдается "не укради", но было разрешено "убий".

А. Г.: Чтобы вы хотели сказать в завершение интервью читателям нашего журнала?

И. 3.: Я бы хотела пожелать нашим коллегам, чтобы они активнее читали наш журнал. Как мне кажется» тот материал, который публикуется на его страницах — это необходимый минимум для практика. Существование этого журнала очень важно (мы не так давно обсуждали этот вопрос с коллегами) — в Украине на сегодняшний день нет подобного журнала, который бы настолько доходчиво, с одной стороны, а с другой — профессионально, обращался бы к практикам и в социальной работе, и в практической психологии, и раскрывал те или иные аспекты социальной деятельности. Я думаю, что нам, как специалистам, необходимо поддерживать свой профессиональный журнал и, может быть, не только пользоваться теми услугами, которые он предоставляет, но и помогать ему развиваться, предоставляя какие-то услуги. И еще пожелание молодым. В свое время я была в Массандровском дворце, и когда мы уже прошли его с экскурсоводом, она показала нам большое зеркало. Спросила о том, знаем ли мы, как определяется качество зеркала. Понятно, что никто из экскурсантов не был специалистом по этому вопросу, и все промолчали. Оказалось, что качество определяется очень просто: подносится огонь свечи или обыкновенной зажигалки к зеркалу, и если есть не одно отражение, — то это хорошее зеркало. Качественное зеркало имеет до четырех отражений огня. Я тогда подумала о том, что, наверное, и социальная работа тоже имеет не одно отражение, их несколько, и притом не только в нас, на и в тех людях, которым мы помогаем, Отражение нашего света в других душах и есть показатель качества нашей работы. Чем больше мы отдаем, тем больше к нам возвращается...

СВЕДЕНИЯ О ЮБИЛЯРЕ
Опыт-работы
1971-1992
Лаборант, младший научный сотрудник, старший научный сотрудник Украинского научно-иисследовательского института педагогики (опыт научной работы, аналитической работы, исследований).
1992-1998
Заместитель директора Украинского государственного центра социальных служб для молодежи (опыт разработки методологических (теоретических) основ социальной работы; разработки и внедрения инновационных форм и методов социальной работы в деятельность служб; организация и ведение тренингов для специалистов по социальной работе, представителей неправительственных организаций, госслужащих; организации центров социальных служб для молодежи в Украине).
1998 — наст. время
Координатор программ Украинского офиса Христианского детского фонда (опыт разработки и реализации программ локального, национального и международного уровня; ведение программы вместе с ЮНИСЕФ; разработка, организация и проведение тренингов" локального, национального и международного уровня).
Автор более 100 публикаций, среди них — монография, учебники, методические пособия, научные статьи и др.
Принимала непосредственное участие в подготовке и проведении региональных, национальных и международных конференций, симпозиумов и семинаров, тренингов (член программного комитета Объединенной конференции Международной федерации социальных работников и Международной ассоциации школ социальной работы, июнь-август 2000 года. Монреаль, Канада).

Образование:
Высшее
1976 — Киевский государственный университет им. Т. Шевченко. Филолог, преподаватель русского языка и литературы.
1986 — аспирантура Академия педагогических наук СССР, защитила диссертацию. Научная степень — кандидат педагогических наук.
1989 — научное звание — старший научный сотрудник (доцент).
1997 — научное звание — академик Академии педагогических и социальных
наук (Россия).
2000 — защитила диссертацию по проблемам социальной работы с детьми и молодежью в Украине. Научная Степень — доктор педагогических наук.

И.Д. Зверева ведет постоянную плодотворную работу по пропаганде социальной работы и социальной педагогики как профессии. Используя многолетний опыт работы в Институте педагогики АПН Украины, на факультете педагогики Киевского национального университета им. Т. Шевченко, работы заместителем директора Украинского государственного центр; социальных служб для молодежи, И. Д. Зверева проделала значительную работу по подготовке и открытию новой специальности "социальная педагогика" в педагогическом колледже при Киевском национальном университете им. Т. Шевченко Ею были разработаны основные документы для организации учебного процесса, а именно: концепция подготовки специалистов этой специальности, учебные планы, учебные программ по ведущим дисциплинам (социальная педагогика, методик; социальной работы), программа организации педагогической практики студентов. Педагогический опыт, высокий научный уровень преподавания курса социальной педагогики был образцом для преподавателей колледжа.

И. Д. Зверева — автор более 100 научно-теоретических i методических публикаций, среди которых монография "Социально-педагогическая работа с детьми и молодежью в Украине: теория и практика", понятийно-терминологический словарь "Социальная работа/социальная педагогика" И. Д. Зверева — соавтор концепции "Национальная система воспитания", учебника "Социальная педагогика/социальная работа**, который был первым теоретическим источником для овладения студентами будущей профессии.

Заслуга И. Д. Зверевой в инициировании и создании Украинской ассоциации социальных педагогов и специалисте) по социальной работе, исполнительным директором которой она является с момента ее основания. В 1994 году Ассоциация стала членом Международной федерации социальных работников, а с 1998 года — ее партнером в реализации серии проектов, наиболее известный среди которых "Социальное образование в Украине". В рамках этого проекта для студентов и преподавателей, в том числе и колледжа, специалистов социальной сферы, представителей общественных организаций, волонтеров, который координирует И. Д. Зверева, постоянно проводятся семинары, тренинги круглые столы с разных проблем становления и развит социальной работы в Украине. За популяризацию положений Конвенции ООН о правах ребенка, внедрение их в деятельность социальных работников рамках программ Христианского детского фонда, Представительство ЮНИСЕФ в Украине рекомендовало И. Д. Зверев к участию в работе Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной проблемам детей.

Идея и создание сайта, web-дизайн: Колонтаевская Елена Александровна
Последнее обновление 11
.11.2006



Hosted by uCoz