Социальная педагогика/социальная работа

http://socpedagogika.narod.ru

"ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ "

Кибыш Анатолий Иванович заместитель директора школы Колосовской воспитательной колонии УИН Минюста России по Калининградской области,

ПОЗДРАВЛЯЕМ АВТОРА СТАТЬИ С УСПЕШНОЙ ЗАЩИТОЙ ДИССЕРТАЦИИ
 

Состояние преступности несовершеннолетних в России вызывает обоснованную тревогу в обществе. Рост социальной напряженности и углубление кризиса в стране в первую очередь сказались на детях и подростках, что в значительной степени способствовало росту преступности в этой среде. По состоянию на 17 декабря 2004 г. в 64 воспитательных колониях для несовершеннолетних содержались 13 537 человек (из них – 999 девушки), что составляет более 35% от общего количества осужденных (Информация озвучена начальником отдела воспитательных колоний ФСИН России В.Л. Журавлевым в выступлении перед слушателями Академии повышения квалификации работников образования (Москва) 17 декабря 2004 г.). Несмотря на все принимаемые меры, коэффициент (уровень) преступности несовершеннолетних в России остается высоким и составляет ежегодно около 2,5 тысяч преступлений на 100 тысяч населения соответствующей возрастной группы, что значительно выше, чем у взрослых.

Наблюдается тенденция «омоложения» преступности несовершеннолетних, повышения криминальной активности детей младших возрастов, причем нередко преступления совершаются несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности. В российских мегаполисах до 30% социально опасных деяний совершается людьми моложе 14 лет. (См.: О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1998. - № 16 (83). - стр. 31-39 /http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/1998/vestniksf83-16/vestniksf83-16000.htm, 27.02.2005, 20:44 ) По общему признанию, подростковая преступность - это неблагополучие политической, экономической и нравственной жизни общества, а также источник деструктивных воздействий на них. Подростковая преступность начинает приобретать глобальный для российского общества характер. Следует отметить, что статистические показатели характеризуют отнюдь не фактический, а только лишь регистрируемый уровень подростковой преступности. Но самое опасное заключается в том, что криминальная деятельность, участие в уголовных группировках становится в глазах подростков и детей социально престижным занятием.

Статистика утверждает, что подростковая преступность имеет устойчивую тенденцию к снижению. Так, на совещании-семинаре по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Петрозаводске было проанализировано состояние преступности несовершеннолетних в 2004 г. по Северо-Западному федеральному округу: «… в целом по округу отмечается снижение количества несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности. Всего в 2004 году подростками или при их участии было совершено более 9 тысяч преступлений, что на 5,2% меньше аналогично периода 2003 года. В 7 из 11 субъектов федерации округа, как и в целом по России, отмечается увеличение числа несовершеннолетних, участвовавших в групповых преступлениях или преступлениях по предварительному сговору. В Республике Коми, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Ленинградской и Псковской областях, а также в Ненецком автономном округе допущен рост групповой преступности несовершеннолетних. В Вологодской и Калининградской областях, Ненецком автономном округе недостаточно эффективно проводится работа по профилактике повторной преступности» В СЗФО отмечается снижение количества несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности (// http://www.severinform.ru/index.php?page=newsfull&date=04-10-2004&newsid=6880 / 20.-3.2005 17:59).
Тем не менее, несмотря на столь оптимистическую статистику, не учитывающую либерализацию уголовного законодательства в отношении несовершеннолетних, а значит и снижение количества реально осужденных несовершеннолетних, уровень латентной преступности и обстановка на улицах российских городов и наших ближайших соседей по СНГ свидетельствует об обратном. По официальным данным МВД РФ, за 9 месяцев 2004 г. количество преступлений, совершенных несовершеннолетними по России выросло на 6%.(Преступность в России: грабежи и разбои растут, квартирные кражи сокращаются // http://www.regnum.ru/part/yandex/354501.html, 04.11.2004. 14:53 )

Преступность в молодежной среде, по мнению ряда ученых психологов, в ближайшей перспективе будет только расти. «Коренные социальные преобразования в обществе и в дальнейшем будут сопровождаться сопутствующими отрицательными последствиями, - утверждает В.М. Оржеховская. – Прогнозируется рост различных инициативных объединений молодежи и подростков антисоциальной направленности, а также усиление социальной напряженности. Следует ожидать увеличения количества антисоциальных акций, повышение вероятности конфликтных форм поведения».(Оржеховська В.М. Соціально-педагогічні проблеми девіантної поведінки неповнолітніх у сучасних умовах// Педагогіка і психологія. – 1995. - №4. – С. 91.) Аналогичные процессы происходят и в других государствах. Доля несовершеннолетних в общем количестве осужденных в Грузии выросла с 388 (4,7%) в 2000 г. до 459 (5.7%) в 2003 г. (Основные статистические показатели о работе общих судов Грузии.// http://www.supremecourt.ge/rusian/statikrus2003.xls/ 30.03.2005, 14:11) Председатель комитета по вопросам безопасности и порядка Рижской думы Андрей Вилкс 17 февраля 2005 г. сообщил на прессконференции, что в Риге примерно каждое десятое преступление совершают несовершеннолетние. Всего за год в латвийской столице несовершеннолетние совершили почти 3 тыс. преступлений. (См.: Лета Эдмунд Озолниекс. Почти каждое десятое преступление в Риге совершают несовершеннолетние // http://gorod.lv/?rubid=29&subrubid=8547, 20.03.2005, 17:53)

Преступность несовершеннолетних при значительных масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению. Для этого следует постоянно совершенствовать формы и методы воспитательной работы во всех детских и молодежных организациях, школах, органах внутренних дел, пенитенциарных учреждениях. Однако до сих пор в школах воспитательных колоний учебно-воспитательный процесс осуществляется на тех же основах, которые сложились в общеобразовательной школе. Педагоги не учитывают в полной мере особенности контингента воспитанников, применяют традиционные для общего образования учебные программы, приемы и методы воздействия.

Анализ повседневной педагогической практики показывает, что многие педагоги затрудняются в педагогически обоснованном воздействии на воспитанников колонии с целью создания благоприятной ресоциализующей среды посредством организации эффективного учебно-воспитательного процесса. Для них сложно определить основные приоритеты и направления в обучении и воспитании асоциальных подростков. Педагоги зачастую не видят различий в обучении и воспитании этих социально и педагогически запущенных подростков с их сверстниками в обычной школе, предъявляя к ним такие же требования и используя те же подходы. При этом учебно-воспитательный процесс происходит без достаточного его осмысления и анализа, не всегда достигая поставленных перед ним задач.

На основе вышеизложенного возникает необходимость в изменении системы, методов и форм воспитательного воздействия на личность осужденного подростка с целью ликвидации существующих проблем. Педагогами Колосовской воспитательной колонии была разработана модель учебно-воспитательного процесса, учитывающая особенности контингента воспитанников и особые условия пенитенциарного учреждения. При этом нами были выявлены и учтены факторы, позитивно и негативно влияющие на организацию учебно-воспитательного процесса в колонийской школе.

Опираясь на сложившийся в педагогике подход к организации учебно-воспитательного процесса (С.Я. Батышев, Ю.К. Бабанский, Л.Н Вараксина, А.Н. Зевина, А.М. Моисеев, М.М. Поташник, В. С. Пикельная, Г.И. Горская и многие другие), мы включили в разрабатываемую нами модель следующие принципы: гуманизм; сотворчество и сотрудничество участников учебно-воспитательного процесса; единство диагностики и коррекции; ориентация на познавательный, творческий и социальный потенциал участников процесса; успешность на основе имеющихся возможностей и способностей; безусловное принятие особенностей участников учебно-воспитательного процесса; осмысленность каждого действия; многогранность восприятия разнообразных ситуаций; свобода выбора; связь с социальной реальностью.

Наша модель направлена на решение следующих задач:
- разработку и внедрение в педагогическую практику коррекционно-развивающих программ и программ ускоренного обучения с учетом особенностей контингента воспитанников и условий пенитенциарного учреждения;
- подбор методов и приемов педагогического воздействия на личность несовершеннолетнего осужденного, способствующих эффективной работе педагога по осуществлению целей модели;
- планирование и реализацию мероприятий воспитательного характера, направленных на преодоление негативных влияний криминогенной среды и формирование положительной мотивации, ресоциализацию и подготовку к возвращению в социум;
- организацию взаимодействия педагогов, психологов, воспитателей, медицинских работников, работников оперативных служб и других сотрудников учреждения;
- мониторинг результатов деятельности педагогического коллектива и коллектива сотрудников учреждения в целом.

Основными направлениями деятельности педагогического коллектива пенитенциарного учреждения по реализации представленных задач являются:
- ликвидация функциональной неграмотности (овладение ЗУНами в пределах начальной школы) у воспитанников, не обучавшихся ранее в школе и не имеющих образования;
- создание условий для успешного освоения воспитанниками учебной программы;
- развитие «дремлющих» положительных потенциалов и способностей личности воспитанника;
- формирование многообразного, полноценного и успешного социального опыта, необходимого для дальнейшей успешной социализации.

Представленная модель рассматривается нами как единая система элементов (отдельных моделей) в их взаимосвязи и постоянном развитии, с возможностью коррекции целей и задач на каждом этапе реализации с учетом постоянно меняющегося контингента воспитанников и других условий функционирования образовательной системы пенитенциарного учреждения, что обусловлено логическим подходом к построению модели учебно-воспитательного процесса. При построении данной модели нами был учтен и экстралогический подход, связанный с необходимостью учета категорий, относящихся к гуманитарной культуре человека – атмосферы, духа, комфортности среды обитания (проживания, образования, воспитания, развития) воспитанника. При этом мы опирались на теорию пенитенциарно-педагогических детерминизмов, разработанную и введенную в научный оборот известным ученым-пенитенциаристом С.А. Ветошкиным. Рассмотрим каждую из моделей в отдельности.

Первая модель включает ценностно-целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты.

Целевой компонент в нашей модели включает в качестве основных составляющих ценности и цели обучения и воспитания.
Ценностными приоритетами в модели являются ценности:
- общей и профессиональной, политической, правовой, экономической, экологической, физической, нравственной, художественной, эстетической, психологической культуры личности;
- культуры общения, поведения, взаимоотношения людей, а также культуры быта и досуга;
- общекультурного и социально-культурного образования и самообразования, воспитания и самовоспитания личности на разных этапах и в различных условиях жизнедеятельности, удовлетворения образовательных и культурных потребностей человека;
- деятельности различных институтов социума в этих целях.

В нашем исследовании мы подошли к определению целей воспитания и обучения с точки зрения концепции педагогики индивидуальности (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк), в соответствии с которой педагогическая практика должна быть направлена на развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сил воспитанника, находящихся в плоскости семи основных сфер его индивидуальности, которые в развернутом виде характеризуют целостность, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность человека, чем достигается главная цель пенитенциарного процесса – исправление осужденного.

Содержательный компонент модели включает учебный план и учебные программы, отражающие содержание образования, учитывающие специфику пенитенциарного учреждения, а также план воспитательной работы, направленный на решение названных выше задач.

В отличие от базового учебного плана общеобразовательной школы, в учебном плане колонийской школы предусмотрено большее количество учебных часов на индивидуальную работу с воспитанниками, утратившими учебные навыки или не имеющими их вовсе.

Инвариантная часть учебного плана включает образовательные области, обеспечивающие формирование личностных качеств обучающихся. В адаптированном учебном плане (вариативная часть) предусмотрены факультативные курсы «Я – гражданин России», «Краеведение», «Культура речи», «Основы православной культуры», призванные устранить существующие пробелы в знаниях поступивших в колонию воспитанников о регионе, в котором они проживают (как правило, такие знания отсутствуют), дать представление о правильном и культурном общении, восполнить потребности в получении информации о текущих событиях в регионе, стране и мире, приобщиться к традиционным ценностям христианской морали и др. За счет часов вариативной части учебного плана во второй половине дня на базе имеющегося в школе компьютерного класса факультативно изучается курс информатики, что позволяет приобщить воспитанников к использованию в различных сферах жизнедеятельности информационных технологий.

С учетом специфики пенитенциарного учреждения и в соответствии с интересами воспитанников в вариативной части учебного плана предусмотрены учебные часы для организации дополнительного образования – кружков музыкального и декоративно-прикладного творчества, спортивной секции общефизической подготовки.

Содержательный компонент модели включает также коррекционные программы по всем учебным дисциплинам, предусматривающие адаптацию содержания учебных дисциплин к образовательному уровню воспитанников и учитывающие особенности организации учебно-воспитательного процесса в пенитенциарном учреждении. Использование в работе с несовершеннолетними осужденными коррекционных программ обусловлено рядом особенностей, отличающих работу педагога пенитенциарного учреждения от работы педагога общеобразовательной школы. Наиболее существенными из них нам представляются следующие: отсутствие или неразвитость у воспитанников мотивации учения; несоответствие возраста воспитанников уровню их образования; отсутствие или неразвитость учебных навыков, что связано с длительными перерывами в посещении школы; деформация моральных ценностей и представлений об обществе; относительная закрытость пенитенциарного учреждения; наличие режимных требований и ограничений; формирование классных коллективов из воспитанников разного возраста с различными степенями социальной дезадаптации и др. В зависимости от результатов педагогического диагностирования подростка, поступившего в колонию, определяется его индивидуальный маршрут развития, предусматривающий коррекцию пробелов в знаниях по различным учебным дисциплинам, акцент на развитие определенных качеств личности.

Наряду с коррекционными, реализуются и программы ускоренного обучения. По данным психологических исследований, проводимых в нашей стране в течение последних десятилетий (Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Нечаев Н.Н., Подольский А. И., Талызина Н.Ф. и др.), обучение с помощью специальных методик, разработанных с учетом психологических закономерностей становления новых человеческих действий, дает эффект, многократно превышающий тот, который характерен для традиционного обучения. Применение такого опыта в воспитательной колонии вполне обоснованно и дает положительный результат. Законченное основное общее или среднее (полное) общее образование значительно повышают вероятность законопослушного поведения и успешной социализации воспитанника на свободе, являются необходимой базой для дальнейшего профессионального образования.

Планирование воспитательной работы проводится на основе теории коллективных творческих дел (Е.А. Ямбург , И.П. Иванов, Г.М. Магомедов и др.). Весь учебный год делится на тематические творческие периоды (как правило, их четыре), в каждом из которых предусмотрено проведение различных мероприятий воспитательного характера, направленных на формирование сфер индивидуальности и развитие личности: традиционных мероприятий к праздничным датам, КВНов, деловых игр, виртуальных путешествий, юморин, конкурсов рисунков, сочинений, классных часов и др. План составляется таким образом, чтобы каждый воспитанник обязательно принял участие в подготовке и проведении какого-либо мероприятия, проявив при этом свои способности и потребность в самовыражении.

Процессуальный компонент модели отражает разнообразие применяемых средств обучения и воспитания и включает в себя следующие элементы:
- методы педагогического диагностирования, направленные на выявление уровня сформированности учебных навыков, особенностей развития сфер индивидуальности и личности каждого воспитанника, поступившего в колонию;
- психолого-медико-педагогический консилиум: по результатам предварительного целенаправленного изучения воспитанников в карантине, обсуждаются основные проблемы, связанные с его пребыванием в учреждении, составляется индивидуальный маршрут его развития, отслеживается его эффективность, вносятся коррективы;
- развивающие педагогические технологии, призванные внести коррективы в выявленные пробелы в знаниях, умениях и навыках по различным учебным дисциплинам, в развитие мотивации учения и социально-полезной деятельности;
- психологические тренинги, направленные на формирование и развитие сфер индивидуальности и личности воспитанника;
- методы и приемы обучения и воспитания, направленные на выявление и развитие индивидуальных творческих способностей каждого воспитанника. Наиболее употребляемыми в пенитенциарной педагогике принято считать: метод позитивного приобщения; стимулирование; убеждение; принуждение и др.

Результативный компонент предусматривает оценку педагогической деятельности на различных этапах по существующим методикам, определение динамики учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями. Это позволяет вовремя, по мере необходимости, корректировать как целевой блок, так и методы и средства достижения поставленных целей. Результативный компонент модели включает: критерии оценки результатов учебно-воспитательного процесса, предусматривающие замеры уровней сформированности мотивации учения, обученности, социальной активности, психологического благополучия, физического самочувствия, здоровья.

Значительное место в учебно-воспитательном процессе занимает мониторинг педагогической деятельности, включающий в себя два этапа:
1). Аналитический. На основе изучения результатов педагогической деятельности определяется динамика учебно-воспитательного процесса и ее соответствие целям в данной модели. Определяются причины отрицательных результатов или недостаточной эффективности достигнутых результатов.
2). Корректирующий. На основе выявленных причин недостаточной эффективности реализации целей данной модели, в нее вносятся соответствующие коррективы, призванные преодолеть негативные тенденции и достичь максимально возможной эффективности учебно-воспитательного процесса.

Вторая модель дает представление о процессе обучения и воспитания в виде этапов, выделенных условно, имеющих определенное значение в организации воздействий и создании условий для подготовки к социализации рассматриваемой нами категории воспитанников. Каждый из выделенных этапов выполняет свою функцию.

  • На первом этапе (адаптационном) происходит процесс привыкания воспитанника к условиям воспитательной колонии, осознания ими норм и правил учреждения. Сотрудниками учреждения, включая педагогов, проводится комплексное диагностирование личности воспитанника и определяется индивидуальный маршрут его развития, что отражается в индивидуальной карте воспитанника. В силу относительной изоляции воспитанника на этом этапе его полноценное вовлечение в учебно-воспитательный процесс не представляется возможным.
  • Второй этап (Коррекционно-развивающий). Основная функция этого этапа заключается в том, чтобы в результате целенаправленного воздействия на несовершеннолетнего осужденного посредством комплекса государственно-правовых, общественных, воспитательных мер и образовательного процесса изменить его асоциальные установки, ценностные ориентации, скорректировать поведение.
  • Третий этап. Подготовка к освобождению и социализации. На данном этапе реализуется комплекс мер воспитательного характера и получение воспитанником социально-правового образования, имеющего исключительно практическую направленность. Основной целью данного этапа является всесторонняя подготовка воспитанника к условно-досрочному освобождению (УДО) или освобождению в связи с окончанием срока наказания, определенного судом.

Третья модель. Эта модель раскрывает взаимодействие всех участников образовательного и воспитательного процесса. С учетом особенностей функционирования воспитательной колонии мы видим это взаимодействие в следующем.

  • Взаимодействие педагогического коллектива и психологической службы учреждения представляет собой чрезвычайно важное и ответственное направление в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса в колонии. На основе мониторинга сфер индивидуальности каждого воспитанника, в котором принимают участие все члены педагогического коллектива (а не только психологическая служба), педагоги и психологи совместно разрабатывают комплекс мер педагогического воздействия, направленных на подготовку воспитанника к социализации. В педагогическом процессе происходит интеграция деятельности педагогов и психологов.
  • Взаимодействие педагогического коллектива с воспитательным отделом учреждения заключается в согласованности педагогического воздействия на воспитанника, соблюдении единых педагогических требований, выработанных в учреждении.
  • Взаимодействие педагогического коллектива и оперативной службы связано со специфическими задачами этой службы. Такое взаимодействие направлено на предотвращение влияния пенитенциарной субкультуры (законов "воровской" среды) на личность несовершеннолетнего осужденного, исключение случаев противоправных и других антиобщественных деяний, нарушений правил внутреннего распорядка и норм морали.
  • Взаимодействие педагогического коллектива и медицинской службы заключается в планировании и проведении профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников.
  • Взаимодействие педагогов с работниками других служб учреждения (администрацией учреждения, службой режима и охраны, тыла и др.) направлено на обеспечение нормальных социально-бытовых условий и поддержание дисциплины и порядка в колонии в целом и в школе в частности.

Четвертая модель представлена в виде сотрудничества с попечительским советом и родительским комитетом, общественными и религиозными организациями, социальными службами, благотворительными фондами и другими общественными институтами, оказывающими положительное влияние на развитие сфер индивидуальности и личности несовершеннолетних осужденных.

  • Сотрудничество с родными и близкими несовершеннолетних осужденных направлено на сохранение и укрепление родственных связей, оказывающих существенное влияние на формирование мотивации учения и деятельность воспитанников, побуждающее их к законопослушному поведению в пенитенциарном учреждении и стремлению к условно-досрочному освобождению.
  • Сотрудничество с попечительским советом в основном направлено на решение проблем, связанных с созданием и укреплением материально-технической базы учреждения, включая учебную базу школы. Члены попечительского совета организуют работу по сбору у населения литературы для колонийской библиотеки, привлечению средств для подписки на газеты и журналы, приобретение спортивной формы и инвентаря, решение других проблем. Попечительским советом через средства массовой информации организуется привлечение внимания общественности к проблемам подростковой преступности и пенитенциарному процессу в колонии.
  • Сотрудничество с общественными, религиозными и правозащитными организациями заключается в привлечении их к процессу педагогического воздействия на личность несовершеннолетних осужденных средствами, недоступными педагогам в силу специфических функций, выполняемых этими организациями.
  • Сотрудничество с международными гуманитарными организациями предполагает контроль со стороны международного сообщества за соблюдением условий международных договоренностей по правам несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы, оказание им реальной гуманитарной помощи: форменной одеждой и обувью, мебелью (включая школьную), музыкальными инструментами, спортивным инвентарем, медицинским оборудованием и медикаментами, продуктами питания и др. Международное сотрудничество предполагает также обмен опытом работы пенитенциарных работников разных стран, которые регулярно посещают Колосовскую воспитательную колонию. Сотрудничество в этом направлении активно развивается.

Для проверки эффективности разработанной нами модели проводилась математическая обработка данных с помощью коэффициентов "Х2" (hii – квадрат).
Покажем это на примере уровня сформированности мотивации учения.
"Х2" в начале эксперимента составил 0,672, а в конце эксперимента – 9,96, что доказывает сильное влияние проведенного эксперимента на уровень сформированности мотивации учения для учащихся экспериментальной группы. Достигнуты положительные результаты и в развитии других сфер индивидульности воспитанников.

Проведенный в колонии эксперимент по внедрению данной модели (2002-2004 гг.) и его результаты позволили сделать некоторые выводы, выявить и обосновать условия повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в колонийской школе:

  • во-первых, в связи с деликвентностью поведения воспитанников, необходим адаптационный период, причем не только для привыкания к новым условиям проживания, к воспитателям и другим работникам колонии, но и к учебным и воспитательным занятиям;
  • во-вторых, для достижения ресоциализации, как одной из задач деятельности колонийской школы, необходимо изменить отношение воспитанников к учению, а сам процесс обучения и воспитания рассматривать как средство ресоциализации;
  • в-третьих, все компоненты учебно-воспитательного процесса должны отражать потребности воспитанников в их освобождении из колонии и подготовке к дальнейшей социализации;
  • в-четвертых, учебно-воспитательный процесс должен строиться на основе взаимосвязи всех внутренних служб колонии и внешних связей с общественностью.
Организация учебно-воспитательного процесса в школе воспитательной колонии на основе разработанной нами модели с учетом перечисленных выше условий способствует максимально возможному положительному воздействию на индивидуальность и личность воспитанника и способствует решению основной задачи пенитенциарного процесса – исправлению осужденных.

Идея и создание сайта, web-дизайн: Колонтаевская Елена Александровна
Последнее обновление 20.11.2005



Hosted by uCoz