Состояние преступности несовершеннолетних в России
вызывает обоснованную тревогу в обществе. Рост социальной
напряженности и углубление кризиса в стране в первую очередь
сказались на детях и подростках, что в значительной степени
способствовало росту преступности в этой среде. По состоянию на 17
декабря 2004 г. в 64 воспитательных колониях для несовершеннолетних
содержались 13 537 человек (из них – 999 девушки), что составляет
более 35% от общего количества осужденных (Информация озвучена
начальником отдела воспитательных колоний ФСИН России В.Л.
Журавлевым в выступлении перед слушателями Академии повышения
квалификации работников образования (Москва) 17 декабря 2004 г.).
Несмотря на все принимаемые меры, коэффициент (уровень) преступности
несовершеннолетних в России остается высоким и составляет ежегодно
около 2,5 тысяч преступлений на 100 тысяч населения соответствующей
возрастной группы, что значительно выше, чем у взрослых.
Наблюдается тенденция «омоложения» преступности
несовершеннолетних, повышения криминальной активности детей младших
возрастов, причем нередко преступления совершаются
несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной
ответственности. В российских мегаполисах до 30% социально опасных
деяний совершается людьми моложе 14 лет. (См.: О профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России:
проблемы и пути их законодательного решения / Аналитический вестник
Совета Федерации ФС РФ. - 1998. - № 16 (83). - стр. 31-39
/http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/1998/vestniksf83-16/vestniksf83-16000.htm,
27.02.2005, 20:44 ) По общему признанию, подростковая
преступность - это неблагополучие политической, экономической и
нравственной жизни общества, а также источник деструктивных
воздействий на них. Подростковая преступность начинает приобретать
глобальный для российского общества характер. Следует отметить, что
статистические показатели характеризуют отнюдь не фактический, а
только лишь регистрируемый уровень подростковой преступности. Но
самое опасное заключается в том, что криминальная деятельность,
участие в уголовных группировках становится в глазах подростков и
детей социально престижным занятием.
Статистика утверждает, что подростковая преступность имеет
устойчивую тенденцию к снижению. Так, на совещании-семинаре по
вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних в Петрозаводске было проанализировано состояние
преступности несовершеннолетних в 2004 г. по Северо-Западному
федеральному округу: «… в целом по округу отмечается снижение
количества несовершеннолетних, привлеченных к уголовной
ответственности. Всего в 2004 году подростками или при их участии
было совершено более 9 тысяч преступлений, что на 5,2% меньше
аналогично периода 2003 года. В 7 из 11 субъектов федерации округа,
как и в целом по России, отмечается увеличение числа
несовершеннолетних, участвовавших в групповых преступлениях или
преступлениях по предварительному сговору. В Республике Коми,
Архангельской, Вологодской, Калининградской, Ленинградской и
Псковской областях, а также в Ненецком автономном округе допущен
рост групповой преступности несовершеннолетних. В Вологодской и
Калининградской областях, Ненецком автономном округе недостаточно
эффективно проводится работа по профилактике повторной
преступности» В СЗФО отмечается снижение количества
несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности
(//
http://www.severinform.ru/index.php?page=newsfull&date=04-10-2004&newsid=6880
/ 20.-3.2005 17:59).
Тем не менее, несмотря на столь оптимистическую статистику, не
учитывающую либерализацию уголовного законодательства в отношении
несовершеннолетних, а значит и снижение количества реально
осужденных несовершеннолетних, уровень латентной преступности и
обстановка на улицах российских городов и наших ближайших соседей по
СНГ свидетельствует об обратном. По официальным данным МВД РФ, за 9
месяцев 2004 г. количество преступлений, совершенных
несовершеннолетними по России выросло на 6%.(Преступность в
России: грабежи и разбои растут, квартирные кражи сокращаются //
http://www.regnum.ru/part/yandex/354501.html, 04.11.2004. 14:53 )
Преступность в молодежной среде, по мнению ряда ученых
психологов, в ближайшей перспективе будет только расти. «Коренные
социальные преобразования в обществе и в дальнейшем будут
сопровождаться сопутствующими отрицательными последствиями, -
утверждает В.М. Оржеховская. – Прогнозируется рост различных
инициативных объединений молодежи и подростков антисоциальной
направленности, а также усиление социальной напряженности. Следует
ожидать увеличения количества антисоциальных акций, повышение
вероятности конфликтных форм поведения».(Оржеховська В.М.
Соціально-педагогічні проблеми девіантної поведінки неповнолітніх у
сучасних умовах// Педагогіка і психологія. – 1995. - №4. – С. 91.)
Аналогичные процессы происходят и в других государствах.
Доля несовершеннолетних в общем количестве осужденных в Грузии
выросла с 388 (4,7%) в 2000 г. до 459 (5.7%) в 2003 г.
(Основные статистические показатели о работе общих судов Грузии.//
http://www.supremecourt.ge/rusian/statikrus2003.xls/ 30.03.2005,
14:11) Председатель комитета по вопросам безопасности и
порядка Рижской думы Андрей Вилкс 17 февраля 2005 г. сообщил на
прессконференции, что в Риге примерно каждое десятое преступление
совершают несовершеннолетние. Всего за год в латвийской столице
несовершеннолетние совершили почти 3 тыс. преступлений. (См.:
Лета Эдмунд Озолниекс. Почти каждое десятое преступление в Риге
совершают несовершеннолетние //
http://gorod.lv/?rubid=29&subrubid=8547, 20.03.2005, 17:53)
Преступность несовершеннолетних при значительных масштабах
распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных
мер по ее предупреждению. Для этого следует постоянно
совершенствовать формы и методы воспитательной работы во всех
детских и молодежных организациях, школах, органах внутренних дел,
пенитенциарных учреждениях. Однако до сих пор в школах
воспитательных колоний учебно-воспитательный процесс осуществляется
на тех же основах, которые сложились в общеобразовательной школе.
Педагоги не учитывают в полной мере особенности контингента
воспитанников, применяют традиционные для общего образования учебные
программы, приемы и методы воздействия.
Анализ повседневной педагогической практики показывает, что
многие педагоги затрудняются в педагогически обоснованном
воздействии на воспитанников колонии с целью создания благоприятной
ресоциализующей среды посредством организации эффективного
учебно-воспитательного процесса. Для них сложно определить основные
приоритеты и направления в обучении и воспитании асоциальных
подростков. Педагоги зачастую не видят различий в обучении и
воспитании этих социально и педагогически запущенных подростков с их
сверстниками в обычной школе, предъявляя к ним такие же требования и
используя те же подходы. При этом учебно-воспитательный процесс
происходит без достаточного его осмысления и анализа, не всегда
достигая поставленных перед ним задач.
На основе вышеизложенного возникает необходимость в изменении
системы, методов и форм воспитательного воздействия на личность
осужденного подростка с целью ликвидации существующих проблем.
Педагогами Колосовской воспитательной колонии была разработана
модель учебно-воспитательного процесса, учитывающая особенности
контингента воспитанников и особые условия пенитенциарного
учреждения. При этом нами были выявлены и учтены факторы, позитивно
и негативно влияющие на организацию учебно-воспитательного процесса
в колонийской школе.
Опираясь на сложившийся в педагогике подход к организации
учебно-воспитательного процесса (С.Я. Батышев, Ю.К. Бабанский, Л.Н
Вараксина, А.Н. Зевина, А.М. Моисеев, М.М. Поташник, В. С.
Пикельная, Г.И. Горская и многие другие), мы включили в
разрабатываемую нами модель следующие принципы: гуманизм;
сотворчество и сотрудничество участников учебно-воспитательного
процесса; единство диагностики и коррекции; ориентация на
познавательный, творческий и социальный потенциал участников
процесса; успешность на основе имеющихся возможностей и
способностей; безусловное принятие особенностей участников
учебно-воспитательного процесса; осмысленность каждого действия;
многогранность восприятия разнообразных ситуаций; свобода выбора;
связь с социальной реальностью.
Наша модель направлена на решение следующих задач:
- разработку и внедрение в педагогическую практику
коррекционно-развивающих программ и программ ускоренного обучения с
учетом особенностей контингента воспитанников и условий
пенитенциарного учреждения;
- подбор методов и приемов педагогического воздействия на личность
несовершеннолетнего осужденного, способствующих эффективной работе
педагога по осуществлению целей модели;
- планирование и реализацию мероприятий воспитательного характера,
направленных на преодоление негативных влияний криминогенной среды и
формирование положительной мотивации, ресоциализацию и подготовку к
возвращению в социум;
- организацию взаимодействия педагогов, психологов, воспитателей,
медицинских работников, работников оперативных служб и других
сотрудников учреждения;
- мониторинг результатов деятельности педагогического коллектива и
коллектива сотрудников учреждения в целом.
Основными направлениями деятельности педагогического
коллектива пенитенциарного учреждения по реализации представленных
задач являются:
- ликвидация функциональной неграмотности (овладение ЗУНами в
пределах начальной школы) у воспитанников, не обучавшихся ранее в
школе и не имеющих образования;
- создание условий для успешного освоения воспитанниками учебной
программы;
- развитие «дремлющих» положительных потенциалов и способностей
личности воспитанника;
- формирование многообразного, полноценного и успешного социального
опыта, необходимого для дальнейшей успешной социализации.
Представленная модель рассматривается нами как единая система
элементов (отдельных моделей) в их взаимосвязи и постоянном
развитии, с возможностью коррекции целей и задач на каждом этапе
реализации с учетом постоянно меняющегося контингента воспитанников
и других условий функционирования образовательной системы
пенитенциарного учреждения, что обусловлено логическим подходом
к построению модели учебно-воспитательного процесса. При построении
данной модели нами был учтен и экстралогический подход,
связанный с необходимостью учета категорий, относящихся к
гуманитарной культуре человека – атмосферы, духа, комфортности среды
обитания (проживания, образования, воспитания, развития)
воспитанника. При этом мы опирались на теорию
пенитенциарно-педагогических детерминизмов, разработанную и
введенную в научный оборот известным ученым-пенитенциаристом С.А.
Ветошкиным. Рассмотрим каждую из моделей в отдельности.
Первая модель включает ценностно-целевой, содержательный,
процессуальный и результативный компоненты.
Целевой компонент в нашей модели включает в качестве
основных составляющих ценности и цели обучения и воспитания.
Ценностными приоритетами в модели являются ценности:
- общей и профессиональной, политической, правовой, экономической,
экологической, физической, нравственной, художественной,
эстетической, психологической культуры личности;
- культуры общения, поведения, взаимоотношения людей, а также
культуры быта и досуга;
- общекультурного и социально-культурного образования и
самообразования, воспитания и самовоспитания личности на разных
этапах и в различных условиях жизнедеятельности, удовлетворения
образовательных и культурных потребностей человека;
- деятельности различных институтов социума в этих целях.
В нашем исследовании мы подошли к определению целей воспитания
и обучения с точки зрения концепции педагогики индивидуальности
(О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк), в соответствии с которой
педагогическая практика должна быть направлена на развитие и
совершенствование всех сущностных человеческих сил воспитанника,
находящихся в плоскости семи основных сфер его индивидуальности,
которые в развернутом виде характеризуют целостность, гармоничность
индивидуальности, свободу и разносторонность человека, чем
достигается главная цель пенитенциарного процесса – исправление
осужденного.
Содержательный компонент модели включает учебный план и
учебные программы, отражающие содержание образования, учитывающие
специфику пенитенциарного учреждения, а также план воспитательной
работы, направленный на решение названных выше задач.
В отличие от базового учебного плана общеобразовательной школы, в
учебном плане колонийской школы предусмотрено большее количество
учебных часов на индивидуальную работу с воспитанниками, утратившими
учебные навыки или не имеющими их вовсе.
Инвариантная часть учебного плана включает образовательные
области, обеспечивающие формирование личностных качеств обучающихся.
В адаптированном учебном плане (вариативная часть) предусмотрены
факультативные курсы «Я – гражданин России», «Краеведение»,
«Культура речи», «Основы православной культуры», призванные
устранить существующие пробелы в знаниях поступивших в колонию
воспитанников о регионе, в котором они проживают (как правило, такие
знания отсутствуют), дать представление о правильном и культурном
общении, восполнить потребности в получении информации о текущих
событиях в регионе, стране и мире, приобщиться к традиционным
ценностям христианской морали и др. За счет часов вариативной части
учебного плана во второй половине дня на базе имеющегося в школе
компьютерного класса факультативно изучается курс информатики, что
позволяет приобщить воспитанников к использованию в различных сферах
жизнедеятельности информационных технологий.
С учетом специфики пенитенциарного учреждения и в соответствии с
интересами воспитанников в вариативной части учебного плана
предусмотрены учебные часы для организации дополнительного
образования – кружков музыкального и декоративно-прикладного
творчества, спортивной секции общефизической подготовки.
Содержательный компонент модели включает также коррекционные
программы по всем учебным дисциплинам, предусматривающие адаптацию
содержания учебных дисциплин к образовательному уровню воспитанников
и учитывающие особенности организации учебно-воспитательного
процесса в пенитенциарном учреждении. Использование в работе с
несовершеннолетними осужденными коррекционных программ обусловлено
рядом особенностей, отличающих работу педагога пенитенциарного
учреждения от работы педагога общеобразовательной школы. Наиболее
существенными из них нам представляются следующие: отсутствие или
неразвитость у воспитанников мотивации учения; несоответствие
возраста воспитанников уровню их образования; отсутствие или
неразвитость учебных навыков, что связано с длительными перерывами в
посещении школы; деформация моральных ценностей и представлений об
обществе; относительная закрытость пенитенциарного учреждения;
наличие режимных требований и ограничений; формирование классных
коллективов из воспитанников разного возраста с различными степенями
социальной дезадаптации и др. В зависимости от результатов
педагогического диагностирования подростка, поступившего в колонию,
определяется его индивидуальный маршрут развития, предусматривающий
коррекцию пробелов в знаниях по различным учебным дисциплинам,
акцент на развитие определенных качеств личности.
Наряду с коррекционными, реализуются и программы ускоренного
обучения. По данным психологических исследований, проводимых в нашей
стране в течение последних десятилетий (Гальперин П.Я., Давыдов
В.В., Нечаев Н.Н., Подольский А. И., Талызина Н.Ф. и др.), обучение
с помощью специальных методик, разработанных с учетом
психологических закономерностей становления новых человеческих
действий, дает эффект, многократно превышающий тот, который
характерен для традиционного обучения. Применение такого опыта в
воспитательной колонии вполне обоснованно и дает положительный
результат. Законченное основное общее или среднее (полное) общее
образование значительно повышают вероятность законопослушного
поведения и успешной социализации воспитанника на свободе, являются
необходимой базой для дальнейшего профессионального образования.
Планирование воспитательной работы проводится на основе теории
коллективных творческих дел (Е.А. Ямбург , И.П. Иванов, Г.М.
Магомедов и др.). Весь учебный год делится на тематические
творческие периоды (как правило, их четыре), в каждом из которых
предусмотрено проведение различных мероприятий воспитательного
характера, направленных на формирование сфер индивидуальности и
развитие личности: традиционных мероприятий к праздничным датам,
КВНов, деловых игр, виртуальных путешествий, юморин, конкурсов
рисунков, сочинений, классных часов и др. План составляется таким
образом, чтобы каждый воспитанник обязательно принял участие в
подготовке и проведении какого-либо мероприятия, проявив при этом
свои способности и потребность в самовыражении.
Процессуальный компонент модели отражает разнообразие
применяемых средств обучения и воспитания и включает в себя
следующие элементы:
- методы педагогического диагностирования, направленные на выявление
уровня сформированности учебных навыков, особенностей развития сфер
индивидуальности и личности каждого воспитанника, поступившего в
колонию;
- психолого-медико-педагогический консилиум: по результатам
предварительного целенаправленного изучения воспитанников в
карантине, обсуждаются основные проблемы, связанные с его
пребыванием в учреждении, составляется индивидуальный маршрут его
развития, отслеживается его эффективность, вносятся коррективы;
- развивающие педагогические технологии, призванные внести
коррективы в выявленные пробелы в знаниях, умениях и навыках по
различным учебным дисциплинам, в развитие мотивации учения и
социально-полезной деятельности;
- психологические тренинги, направленные на формирование и развитие
сфер индивидуальности и личности воспитанника;
- методы и приемы обучения и воспитания, направленные на выявление и
развитие индивидуальных творческих способностей каждого
воспитанника. Наиболее употребляемыми в пенитенциарной педагогике
принято считать: метод позитивного приобщения; стимулирование;
убеждение; принуждение и др.
Результативный компонент предусматривает оценку
педагогической деятельности на различных этапах по существующим
методикам, определение динамики учебно-воспитательного процесса в
соответствии с поставленными целями. Это позволяет вовремя, по мере
необходимости, корректировать как целевой блок, так и методы и
средства достижения поставленных целей. Результативный компонент
модели включает: критерии оценки результатов учебно-воспитательного
процесса, предусматривающие замеры уровней сформированности
мотивации учения, обученности, социальной активности,
психологического благополучия, физического самочувствия, здоровья.
Значительное место в учебно-воспитательном процессе занимает
мониторинг педагогической деятельности, включающий в себя два
этапа:
1). Аналитический. На основе изучения результатов педагогической
деятельности определяется динамика учебно-воспитательного процесса и
ее соответствие целям в данной модели. Определяются причины
отрицательных результатов или недостаточной эффективности
достигнутых результатов.
2). Корректирующий. На основе выявленных причин недостаточной
эффективности реализации целей данной модели, в нее вносятся
соответствующие коррективы, призванные преодолеть негативные
тенденции и достичь максимально возможной эффективности
учебно-воспитательного процесса.
Вторая модель дает представление о процессе обучения и
воспитания в виде этапов, выделенных условно, имеющих определенное
значение в организации воздействий и создании условий для подготовки
к социализации рассматриваемой нами категории воспитанников. Каждый
из выделенных этапов выполняет свою функцию.
- На первом этапе (адаптационном) происходит процесс
привыкания воспитанника к условиям воспитательной колонии,
осознания ими норм и правил учреждения. Сотрудниками учреждения,
включая педагогов, проводится комплексное диагностирование
личности воспитанника и определяется индивидуальный маршрут его
развития, что отражается в индивидуальной карте воспитанника. В
силу относительной изоляции воспитанника на этом этапе его
полноценное вовлечение в учебно-воспитательный процесс не
представляется возможным.
- Второй этап (Коррекционно-развивающий). Основная функция
этого этапа заключается в том, чтобы в результате
целенаправленного воздействия на несовершеннолетнего осужденного
посредством комплекса государственно-правовых, общественных,
воспитательных мер и образовательного процесса изменить его
асоциальные установки, ценностные ориентации, скорректировать
поведение.
- Третий этап. Подготовка к освобождению и социализации. На
данном этапе реализуется комплекс мер воспитательного характера
и получение воспитанником социально-правового образования,
имеющего исключительно практическую направленность. Основной
целью данного этапа является всесторонняя подготовка
воспитанника к условно-досрочному освобождению (УДО) или
освобождению в связи с окончанием срока наказания, определенного
судом.
Третья модель. Эта модель раскрывает взаимодействие всех
участников образовательного и воспитательного процесса. С учетом
особенностей функционирования воспитательной колонии мы видим это
взаимодействие в следующем.
- Взаимодействие педагогического коллектива и психологической
службы учреждения представляет собой чрезвычайно важное и
ответственное направление в организации и осуществлении
учебно-воспитательного процесса в колонии. На основе мониторинга
сфер индивидуальности каждого воспитанника, в котором принимают
участие все члены педагогического коллектива (а не только
психологическая служба), педагоги и психологи совместно
разрабатывают комплекс мер педагогического воздействия,
направленных на подготовку воспитанника к социализации. В
педагогическом процессе происходит интеграция деятельности
педагогов и психологов.
- Взаимодействие педагогического коллектива с воспитательным
отделом учреждения заключается в согласованности педагогического
воздействия на воспитанника, соблюдении единых педагогических
требований, выработанных в учреждении.
- Взаимодействие педагогического коллектива и оперативной
службы связано со специфическими задачами этой службы. Такое
взаимодействие направлено на предотвращение влияния
пенитенциарной субкультуры (законов "воровской" среды) на
личность несовершеннолетнего осужденного, исключение случаев
противоправных и других антиобщественных деяний, нарушений
правил внутреннего распорядка и норм морали.
- Взаимодействие педагогического коллектива и медицинской
службы заключается в планировании и проведении профилактических
мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников.
- Взаимодействие педагогов с работниками других служб
учреждения (администрацией учреждения, службой режима и охраны,
тыла и др.) направлено на обеспечение нормальных
социально-бытовых условий и поддержание дисциплины и порядка в
колонии в целом и в школе в частности.
Четвертая модель представлена в виде сотрудничества с
попечительским советом и родительским комитетом, общественными и
религиозными организациями, социальными службами, благотворительными
фондами и другими общественными институтами, оказывающими
положительное влияние на развитие сфер индивидуальности и личности
несовершеннолетних осужденных.
- Сотрудничество с родными и близкими несовершеннолетних
осужденных направлено на сохранение и укрепление родственных
связей, оказывающих существенное влияние на формирование
мотивации учения и деятельность воспитанников, побуждающее их к
законопослушному поведению в пенитенциарном учреждении и
стремлению к условно-досрочному освобождению.
- Сотрудничество с попечительским советом в основном
направлено на решение проблем, связанных с созданием и
укреплением материально-технической базы учреждения, включая
учебную базу школы. Члены попечительского совета организуют
работу по сбору у населения литературы для колонийской
библиотеки, привлечению средств для подписки на газеты и
журналы, приобретение спортивной формы и инвентаря, решение
других проблем. Попечительским советом через средства массовой
информации организуется привлечение внимания общественности к
проблемам подростковой преступности и пенитенциарному процессу в
колонии.
- Сотрудничество с общественными, религиозными и
правозащитными организациями заключается в привлечении их к
процессу педагогического воздействия на личность
несовершеннолетних осужденных средствами, недоступными педагогам
в силу специфических функций, выполняемых этими организациями.
- Сотрудничество с международными гуманитарными организациями
предполагает контроль со стороны международного сообщества за
соблюдением условий международных договоренностей по правам
несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы,
оказание им реальной гуманитарной помощи: форменной одеждой и
обувью, мебелью (включая школьную), музыкальными инструментами,
спортивным инвентарем, медицинским оборудованием и
медикаментами, продуктами питания и др. Международное
сотрудничество предполагает также обмен опытом работы
пенитенциарных работников разных стран, которые регулярно
посещают Колосовскую воспитательную колонию. Сотрудничество в
этом направлении активно развивается.
Для проверки эффективности разработанной нами модели проводилась
математическая обработка данных с помощью коэффициентов "Х2"
(hii – квадрат).
Покажем это на примере уровня сформированности мотивации учения.
"Х2" в начале эксперимента составил 0,672, а в конце эксперимента –
9,96, что доказывает сильное влияние проведенного эксперимента на
уровень сформированности мотивации учения для учащихся
экспериментальной группы. Достигнуты положительные результаты и в
развитии других сфер индивидульности воспитанников.
Проведенный в колонии эксперимент по внедрению данной модели
(2002-2004 гг.) и его результаты позволили сделать некоторые
выводы, выявить и обосновать условия повышения эффективности
учебно-воспитательного процесса в колонийской школе:
- во-первых, в связи с деликвентностью поведения
воспитанников, необходим адаптационный период, причем не только
для привыкания к новым условиям проживания, к воспитателям и
другим работникам колонии, но и к учебным и воспитательным
занятиям;
- во-вторых, для достижения ресоциализации, как одной из задач
деятельности колонийской школы, необходимо изменить отношение
воспитанников к учению, а сам процесс обучения и воспитания
рассматривать как средство ресоциализации;
- в-третьих, все компоненты учебно-воспитательного процесса
должны отражать потребности воспитанников в их освобождении из
колонии и подготовке к дальнейшей социализации;
- в-четвертых, учебно-воспитательный процесс должен строиться
на основе взаимосвязи всех внутренних служб колонии и внешних
связей с общественностью.
Организация учебно-воспитательного процесса в школе
воспитательной колонии на основе разработанной нами модели с учетом
перечисленных выше условий способствует максимально возможному
положительному воздействию на индивидуальность и личность
воспитанника и способствует решению основной задачи пенитенциарного
процесса – исправлению осужденных.